Формирование правильной артикуляции

Артикуляция — это правильное положение органов речи при произнесении звуков, из которых складывается наша речь.

Учитывая специфику раннего возраста, занятия проводятся в игровой форме с вклю­чением сюрпризных моментов, элементов новизны и неожиданности. Обязательно используется дидактический наглядный материал, специально подобранный для про­ведения игры-занятия с малышом. Дидактическим материалом могут быть игрушки, картинки, пособия. Целесообразно проводить различные виды упражнений для разви­тия артикуляционного аппарата ребенка.

Упражнения могут делиться на две группы:

· Динамические упражнения для губ, языка (движение языка вперед — назад, облизывание губ...).

· Статистические — для работы над положением нижней челюсти.

Очень интересно использовать для обучения ребенка широкому открыванию рта игрушки би-ба-бо (лягушонок с широко открывающимся ртом, бегемот).

Дети раннего возраста очень любят мимическую гимнастику. В ней возможно пони­жение ребенком эмоциональных состояний человека (радость, огорчение, гнев, соотнесение вкусовых качеств продуктов и эмоционального состояния человека при этом).

Артикуляционная гимнастика составлена с учетом необходимости развития артикуляционного аппарата -для произнесения звуков, доступных детям раннего возраста, а также для его подго­товки к произнесению более сложных в артикуляционном отношении звуков (свистящих, шипящих, соноров).

ЧАСИКИ
Тик - так, тик - так.
Ходит маятник вот так!
Цель: вырабатывать умение чередовать движения языка к уголкам рта вправо - влево.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет.

КАЧЕЛИ
Вверх - вниз, вверх - вниз,
Ты качаться не ленись.
Выше вверх и ниже вниз.
Язычок не торопись!
Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх - вниз.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы на нижнюю.

КАЧЕЛИ И ЧАСИКИ
Вправо - влево,
Вверх - вниз,
Язычок не торопись!
Цель: выработать умение находить нужную позу языка. Правильно координировать свои движения.
Выполнение: губы вытянуть в улыбку, рот приоткрыть. Поочередно поднимать язык к верхней, к нижней губе и к уголкам рта, под счет.

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ
Чистить зубки часто надо.
Мама наша будет рада!
Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.
Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.
Выполнение: рот открыт. Передней частью языка облизывать верхние зубы спереди, затем за верхними зубами. Аналогично облизывать нижние зубы: сначала спереди, затем за нижними зубами.

БОЧКА
Язычок наш, словно бочка,
Покатился в наши щечки.
Цель: укрепить мышцы кончика языка.
Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щеку.
ЛОПАТКА
Язычок широкий, гладкий -
Получается лопатка!
Цель: выработать умение делать язык широким.
Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык (широкий, распластанный) на нижнюю губу. Удержать позу.

ИГОЛКА
Язычок наш, как иголка,
Не ленись - уколет колко!
Цель: укрепить мышцы языка. Учиться делать язык узким и удерживать позу.
Выполнение: рот открыт. Язык высунуть далеко вперед. Напрячь его, сделать узким. Удержать позу.

КРУЖОК
Язычок, крутись дружок!
Нарисуй скорей кружок!
Цель: укреплять мышцы кончика языка и умение владеть им.
Выполнение: рот приоткрыть. Кончик языка поставить в угол рта. Медленным, круговым движением (по часовой стрелке и наоборот) проводить кончиком языка по поверхности верхней и нижней губы.
Выполнение: рот закрыт. Кончиком языка проводить круговые движения (по часовой стрелке и наоборот) по внутренней поверхности верхней и нижней губы.

ТРУБОЧКА
Трубочка, гуди сильней!
Созовем мы всех друзей.
Цель: разработать мышцы спинки и передней части языка.
Выполнение: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе.

ГОРОЧКА
Круче, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удерживать позу.

КАТУШКА
Вот катушка покатилась
Кошка сразу спохватилась:
Ты, катушка, не катись,
Ты на место становись!
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Верхними зубами поглаживать спинку языка.

ПАРУС
Выше парус поднимай,
В путь кораблик отправляй!
Цель: выработать умение поднимать язык к верхнему небу. Удерживать позу.
Выполнение: рот открыт, язык поднять к твердому небу.

ЧАШЕЧКА
Любим пить мы крепкий чай.
Ну-ка, чашку подставляй!
Цель: выработать подъем передней части языка кверху (загибать края языка).
Выполнение: улыбнуться, широкий язык загнуть кверху в виде "чашечки". Губы и нижняя челюсть неподвижны.

МАЛЯРЫ
Раз - два, раз - два, и покрашена стена.
Три - четыре, три - четыре, потолок мы побелили.
Цель: учить поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед - назад.

ЛОШАДКА
Ты, лошадка, хвост не прячь!
На тебе помчимся вскачь.
Цель: растягивать подъязычную связку и укреплять переднюю часть языка.
Выполнение: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкнуть медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.

ГРИБОК
Ты расти, расти, грибок,
Упирайся в потолок!
Цель: растянуть, укрепить подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к твердому небу. Удержать позу.

БАРАБАНЩИК
Язычок наш крепким станет -
Барабанить не устанет.
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать его подъем вверх и умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка постучать в верхние зубы: "д-д-д+", убыстряя темп, изменяя ритм.

МОТОР
Язычок у нас мотор.
Заводи его, шофер!
Цель: выработать умение вибрировать кончиком языка, удерживая его при этом у твердого неба.
Выполнение: рот приоткрыть, губы вытянуть в улыбку, кончик языка поднять к твердому небу. Сильная воздушная струя дает вибрацию языка.

6. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ.

1. Формировать у детей мотивацию речи, как с помощью взрослых, так и по собственной инициативе.
2. Прививать навык общения со взрослыми людьми и сверстниками .
3. Расширять пассивный и активный словарь детей. Расширение понимания речи детей:
- названиями окружающих предметов, устанавливая связь слова с предметом и его частями;

- названиями слов-действий, которые совершает сам ребенок.
Все действия подкреплять наглядностью, сопровождая
проговариванием ситуаций во время игр или занятий. Вначале
произносится предложение из 2-4 слов. Затем делается пауза, после
чего слово повторяется 2-3 раза, употребляя одни и те же слова в
разных грамматических формах с выделением голосом ударного
слога, немного растянув ударный гласный. Обучение пониманию
и выполнению поручения, следует связывать со знакомым для
ребенка предметом. Если же ребенок не понимает, то это поручение
выполняет сам педагог, оречевляя свои действия.

- названиями слов-действий, совершаемых другими лицами;

- вопросительными словами (вопросами).
В вопросах должны быть подсказывающие слова, хорошо знакомые
детям. Как только дети научатся понимать подсказывающие вопросы,
из них постепенно "убирают" подсказывающие слова.
4. Развивать логическое мышление, внимание и память.
5. Упражнять в правильном произношении доступных для ребенка звуков, звукосочетаний, звукоподражаний и отдельных слов.
6. Работать над звуконаполняемостью и правильным произношением структуры слов и словосочетаний.
7. Формировать грамматический строй речи.
8. Учить рассказывать об увиденном или о нарисованном на картинке в 2-4 предложениях.


Подготовительный период. Игры.
Развитие слухового внимания и памяти (узнавание неречевых звуков).


- " СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?", " ПОКАЖИ ЧТО (КТО) ШУМИТ?"
Поют птички, шумят листочки, топает мальчик, едет машина и т.д.
- "ТИХО - ГРОМКО!"
Если бубен звенит тихо, дети стоят, а если - громко, то бегут на носочках.
- " ЧТО ШУМИТ?"
Отгадывание (показ) каким предметом произведен звук: ложкой, бумагой, стулом, мячом и т.д.
- " ВСТРЕЧАЙТЕ ГОСТЕЙ!" (назвать или показать)
По звуку погремушки, барабана, колокольчика догадаться какой гость идет: мишка, зайчик или петрушка.
- " ВЕТЕР И ПТИЦЫ"
Если тихо гремит погремушка, дети (птички) свободно, но нешумно бегают, а если громко, то прячутся в свои гнезда.
- " СКАЖИ (ПОКАЖИ) ЧТО ЗВУЧАЛО?"
За ширмой: колокольчик, барабан, дудочка и др.
- " СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДЬ?"
Если звучит барабан - на улице дождь, дети быстро садятся на стульчики, а если тихо, то светит солнце и можно собирать цветочки.
- " УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Под громкий хлопок - поднять флажок вверх, под тихий - опустить вниз.
- " УЗНАЙ ПО ЗВУКУ"
Сказать или показать, что упало на пол: ложка, мяч, карандаш и др.
- " КТО ЭТО?"
По крику животного (птицы) показать или назвать его.
- " МЕДВЕДЬ И МИШУТКА" (можно брать других животных)
Догадаться, кто кричал низко, а кто высоко?


Развитие речевого слуха.


- " УГАДАЙ, КТО ЭТО?"
По голосу узнать товарища, который скажет: "ав-ав" или "мяу-мяу".
- " УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ"
Отойти от детей на определенное расстояние и четким, внятным шепотом отдавать команды, типа: "потопать!", "руки вверх".
- " КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЙ?"
С расстояния от 3 до 6 м. (увеличивать постепенно) давать короткие и простые задания. Например: "Возьми мишку и посади в машину".
- " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ"
Ребенку предлагается выполнить 1-2 движения, не показывая их, добиваться точного выполнения.
- " У КОГО?" (лото)
У детей по 1-2 предметных картинки. Поднимает тот, чей предмет назовет педагог.
- " НАЙДИ КАРТИНКИ"
Выложить 3-4 предметные картинки. Назвать из них 1-2. Предложить найти названные картинки и взять себе.
- " ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ"
2-3 слова.
- " КТО СКАЗАЛ ТИХО, А КТО ГРОМКО?"
Произносить звук "У" тихо или громко.
- " КАК ГУДИТ ПАРОВОЗ?"
- " КАК ОХАЕТ ОЛЯ?"
Произносить звук "О" тихо - громко.

Развитие физиологического дыхания.


Цель: развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха.

- " ЧЕЙ ПАРОВОЗ ДОЛЬШЕ ГУДИТ?"
- " ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?"
Птичек делать из тонкой бумаги.
- " ЧЬЯ ЛОДОЧКА ДАЛЬШЕ УПЛЫВЕТ?"
Бумажные лодочки помещать в тазик с водой.
- " ПОГРЕЕМ ОЗЯБШИЕ РУЧКИ"
- " ВОЛШЕБНЫЕ СУЛТАНЧИКИ"
Лучше сделать из цветной бумаги.
- " ПУСКАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЬКОВ"
Использовать готовую игрушку.
- " ДУШИСТЫЕ ЦВЕТОЧКИ"
Нюхать цветы - вдох через нос.
- " МУЗЫКАНТЫ"
Игры с музыкальными духовыми игрушками: дудочкой, саксофоном и т.п.
- " НАДУЕМ ИГРУШКУ"
Использовать игрушки маленьких размеров.
- " ВОЛШЕБНАЯ КАРУСЕЛЬ"
Серия игрушек из шоколадных яиц "Киндер сюрприз".
- ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
"Улетай, тучка!", "Листопад", "Воздушный шарик", "Кораблик на волнах", "Кто спрятался в ромашках?", "Кто спрятался под листочком?", "Мишка-футболист", "Кто спрятался в одуванчиках?", "Села птичка на окошко+", "Стрекоза", "Спасем бабочку от паука", "Летят снежинки, белые пушинки+", "Самолетик летит", "Кузнечик".
Литература:

Подготовительные упражнения на развитие артикуляционного
аппарата.

1. Дать понятия: "Рот", "Домик", "Веселый язычок".
2. Упражнения для языка:
- "Вверх - вниз"
- "Вперед - назад" (от звуков "И" и "Э")
- "Облизывание верхней губы"
- "Удерживание языка в состоянии присоса"
- "Пощелкивание языком" (быстро и медленно).
3. Упражнение для губ:
- "Улыбка", "Оскал" (от звуков "И" и "Э")
- "Вперед", "Трубочка" ( от звуков "О" и "У")
- "Опустить нижнюю губу", "Плотно смыкать губы" на звуки "М",
"П", "Б".
4. Упражнения для нижней челюсти:
- "Вниз" - "В исходное положение" от звука "А".

Звуковая культура речи.


ЦЕЛЬ: 1. Упражнять в правильном произношении доступных для детей звукосочетаний, звукоподражаний и отдельных слов.

2. Учить говорить не торопясь и внятно.

3. Учить воспроизводить звукоподражания (слова): быстро и медленно, развивая темп речи; тихо и громко, развивая силу голоса; ласково и сердито, развивая тембр голоса.
4. Знакомить детей с "песенками" (звуками) "Веселого язычка", аккуратно вводя изучаемый звук в новые звукосочетания, звукоподражания, лепетные слова и в доступные для детей простые слова (предложения).
5. Учить соотносить изучаемые звуки с картинкой-символом данного звука.

Структура занятия:
1. Развитие внимания.
2. Развитие физиологического дыхания.
3. Развитие темпа речи (быстро - медленно).
4. Развитие силы голоса (громко - тихо).
5. Развитие тембра голоса (ласково - сердито).
6. Упражнять в правильном произношении звуков (можно брать лепетные слова или звукоподражания).
7. Закрепить в памяти графические образы изученных звуков.

Этапы развития фонематического слуха.


1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса.
3. Различать слова-паронимы и близкие по звуковому составу (мак-бак, сук-суп и т.д.)
4. Воспроизводить на слух слоги и звукосочетания: ау, уа, ам, ма, ум, му, ом, мо и т.д.
5. Различать звуковые фонемы:
Если "веселый язычок" поет песенку
"У" - покажи картинку-символ "поезд"
"А" - покажи картинку-символ "Алена качает куклу"
"О" - покажи картинку-символ "У Оли болит зуб"
"И" - покажи картинку-символ "Лошадка".
По аналогии сравнить и согласные звуки:
"Н" - покажи картинку "Нонна ноет"
"К" - покажи картинку "Дождик капает"
"В" - покажи картинку "Вьюга воет" и т.д.
6. Узнавать заданный звук в потоке звуков (хлопни в ладоши, когда услышишь звук "А" : а у а а о у и а у о а +
7. Соотносить слова с предметами.
8. Определять первый гласный звук в слове (с помощью педагога, логопед
произносит слово, длительно выделяя первый гласный звук в слове).


Работа над звуконаполняемостью слов, правильным
произношением структуры слов и словосочетаний.


1. Воспроизведение неречевых структур (ритмичное похлопывание или простукивание на слоги).
2. Восприятие 2-х (3-х) одинаковых слогов, типа: ма-ма, ба-ба, му-му, ко-ко-ко (можно стучать или хлопать).
3. Произносить ударный слог в словах.
4. Различать два слога, отличающихся то гласными, то согласными звуками, типа: па-пу, ка-па.
5. Произношение доступных звукосочетаний, которые меняются местами, типа: ау-уа, ауо-оау.
6. Воспроизводить слоги, где варьируются гласные звуки: та-ту, ту-та, та-ту-то, то-та-ту.
7. Воспроизводить ряд слогов, меняя согласные звуки: та-ка, па-та-ка.
8. Проговаривание 2-х сложных слов из прямых слогов, типа: Маша, Ната, Толя; с правильным ударением, допуская искаженное произношение звуков (стучать или хлопать).
9. Проговаривание 3-х сложных слов из прямых слогов, типа: панама, петухи; с правильным ударением, допуская искаженное произношение звуков (стучать или хлопать).
10. Преодоление нарушений при стечении согласных в середине слова, типа: вет-ка, дет-ка, туф-ли и др.
11. Преодоление нарушений при стечении согласных в начале слова (Я скажу кусочек слова, а ты приклей к нему "песенку - к" (т, п, н +): ма- кма, ма-тма, ма-нма).
12. Стремиться звуковой состав приближать к образцу, который дает логопед, за счет правильного интонационного распределения ударных и безударных слогов и за счет усвоения ударения в слове (стучать или хлопать).
Произношение звуков остается неправильное. Сохранение слогового состава идет по количеству гласных звуков. Согласные же могут замещаться, искажаться, смешиваться между собой, а их группы упрощаться.
6.2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Цели логопедических занятий по звуковой культуре речи:

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в и др.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту (тембр) голоса:
- быстро и медленно (развивая темп речи)
- тихо и громко (развивая силу голоса)
- ласково и сердито (развивая тембр голоса: тонким и грубым голосом).
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
4. Упражнять в правильном произношении звуков: А, У, И, О, М, П, Б, Ф,
В, К, Г, Х, Т*, Д*, Н*, Л*, Й, Э, Т, Д, Н, Ы ( звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л,
Р можно не брать, так как они сложные по артикуляции).
5. Упражнять в интонационно-ритмической структуре слов (из 2-3 слогов) с правильным произношением ударных и безударных гласных.
6. Развивать общую и мелкую моторику.
7. Развивать общее внимание и память.
8. Учить соотносить звук с картинкой-символом, с соответствующей буквой.
9. Закреплять произношение согласных звуков в слогах (обратных и прямых) с опорой на картинки-символы.

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТ НА ЗАНЯТИЯХ.
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука ("Веселого язычка в своем домике"). Артикуляционная гимнастика. Узнавание звука по артикуляционному укладу.
2. Изолированное произношение звука. Знакомство с картинкой-символом.
3. Произношение в слогах (слоги с опорой на картинки-символы), словах, фразах.
4. Дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого слуха, зрительного внимания, физиологического дыхания.
5. Выполнение упражнений на развитие общей и мелкой моторики. (Игры на соотнесение слов с движениями. Пальчиковые гимнастики. Рисование на подносах с манной крупой).
7. Развитие конструктивных способностей. Складывание разрезных картинок.

8. Выполнение упражнений на развитие логического мышления и памяти

Наши рекомендации