В различных фонетических условиях

После формирования правильного артикуляторного уклада звука в процессе выполнения артикуляторных упражнений вырабатывается автоматизм его произношения в различных фонетических условиях. Реализацию автоматизма произношения вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный—согласный), а затем СГ (согласный—гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии). Коартикуляция еще более усиливается в тех случаях, когда основные признаки соседних звуков образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление коартикуляции выражено в меньшей степени, и согласный звук в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы (Л. Р. Зиндер).

Рекомендуемая последовательность речевого материала для автоматизации звука [С]

1. Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [У] ([У------С], [УС]):

— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [УС] с ударением на нем: ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т. д.;

— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [УС] без ударения на нем: уснул, устал, успех, фокус, парус, автобус и т. д.;

— автоматизация звука [С] в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом [УС] с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке. И т. д.

2. Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [О] ([О------С], [ОС]):

— автоматизация звука {С] в словах, содержащих обратный слог [ОС] с ударением на нем: нос, рос, мост, хвост, воск, оспа и т. д.;

— автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ОС] с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз — март тепло принес. И т. д.

3. Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [А] ([А------С], [АС]):

— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [АС] с ударением на нем: таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас и т. д.;

— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [АС] без ударения на нем: остатки, доска, костер, голос, волос и. т. д.;

— автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [АС] с ударением и без ударения на нем: На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер. И т. д.

4. Автоматизация звука [С] в слогах в сочетании с гласным [Ы] ([Ы——С], [ЫС]):

— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [ЫС] с ударением на нем: мыс, быстро, выступ, выставка и т. д.;

— автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ЫС] с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк. И т. д.

Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тем чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст. После достижения автоматизма произношения звука поочередно с различными гласными в структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ.

III. Формирование интонационной выразительности речи

Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительности речи.

Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, /, È /, //, //, /È/È и т. д., где / — громкий, а È — тихий удар.

УПРАЖНЕНИЯ для развития ритма

Восприятие ритма

1. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2. Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///, //// //// и т.д. Определить количество ударов, предъявив карточку с 'записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

3. Прослушать серии акцентированных ударов (/ÈÈ/, / /, //ÈÈ// и т. д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

Воспроизведение ритма

1.Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.

3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.

4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи строится с учетом современных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, независимо от его длительности, оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание таким образом, является интонация, которая имеет объективное лингвистическое значение.

Интонация складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики интонации взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.

Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока и, во-вторых, средством для связывания отдельных его частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения.

Выделение какой-либо части высказывания является функцией другого компонента интонации — интенсивности. Выделить можно любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением.

Длительность (темп) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой и обусловлена содержанием высказывания, функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные; среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку.

В оформлении высказывания важную роль играет и пауза, употребляемая в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка.

Одним из компонентов интонации, служащих только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр (чистота, яркость звучания голоса) (Е. А. Брызгунова, Л. Р. Зиндер, Н. Д. Святозарова и др.).

С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности: 1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур; 2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи; 3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале; 4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

I ЭТАП. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

— показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

— познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в пяти направлениях.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

Наши рекомендации