Так расти, чтоб ты был нужен
Дорог Родине твоей!
Ждет тебя за труд награда —
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом - Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
III. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Как называется учебник, по которому мы учимся читать?
— Кто знает, как назывался учебник, по которому учились читать ваши родители? (Букварь.)
— Когда и кто написал первый русский букварь?
Славянская азбука распространялась во многих славянских
государствах. Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 г. Иваном Федоровым. Сегодня на уроке мы будем читать тексты, отвечать на поставленные вопросы, пересказывать содержание прочитанного.
V. Работа по теме урока
(Учитель проводит выборочное чтение текста на с 88.)
— Сколько было букв в кириллице?
— А сколько букв в русской азбуке?
— Сколько из них гласных? согласных?
— Сколько букв, не обозначающих звуки?
— На какие две группы можно разделить все гласные буквы? (На буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков.)
— Какие буквы и в каких случаях обозначают два звука?
— На какие группы можно разделить согласные буквы? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и не шипящие, всегда твердые, всегда мягкие.)
Первый печатный учебник русской грамоты состоял из двух частей. Большая часть была посвящена изучению букв и слогов, меньшая содержала тексты, которые должны были читать ученики, уже знающие грамоту. Знакомила эта книга и с цифрами.
— Прочитайте текст на с. 90—91 «Азбуки».
— Что интересного и нового вы узнали?
(Повторное чтение текста.)
— Когда был напечатан первый букварь для русских людей?
— Кого называют первопечатником?
— Что означает слово «первопечатник»?
— А где сейчас печатают книги?
— У кого дома есть компьютер? Можно ли на нем напечатать книгу?
— Как строятся все буквари и азбуки? Найдите ответ в тексте и прочитайте вслух.
— Как мы с вами называем буквы алфавита?
— Как раньше их называли?
— Чем заканчивался русский букварь?
(Учащиеся читают текст по цепочке.)
— Как вы думаете, каково было назначение букваря?
Букварь дает начало для самостоятельного чтения книг.
Я — букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда.
VI. Физкультминутка
VII.Продолжение работы по теме урока
А вы знаете, сколько букварю лет? Более четырехсот!
Учились все по мне и встарь,
Я — книга школьная - букварь:
Рисунки,буквы,точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать Про горы и долины,
Про реки и моря - Не обойтись без букваря.
Из года в год, из века в век учились читать по букварю русские люди. Но не все люди могли научиться читать, не все дети имели возможность учиться. Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Очень много мы узнали!
Очень много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
Урок 78. А.С. Пушкин-*
Задачи: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкин на; учить сравнивать стихотворения и сказки; дать представлен ние о литературных сказках; совершенствовать навыки чтения расширять читательский опыт; приучать запоминать назван in*
произведения и имя автора; дать представление об особенности\
пушкинской поэзии.
Обучение УУД: умение строить ассоциативные ряды; отвеча i на вопросы по тексту и оценивать результаты выполнения зада ния; выделять при выполнении задания новую полезную инфор мацию; делить текст на части.
Пропедевтика: Россия в первой половине XIX в.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Давайте вспомним, кто создал для славянских народов азбуку
— А кто написал и напечатал первый русский букварь?
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III.Актуализация знаний
— Прочитайте текст «Первый букварь» на с. 90—91 «Азбуки».
— Какова основная мысль данного текста? (Познакомить учащихся с автором первого русского букваря.)
— Как по содержанию строился первый русский букварь?
— Чем заканчивался букварь?