Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука
1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.
2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.
3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного [А], [У]).
5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [О], [И]).
6. Назвать в слове первый (последний) звук.
7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
8. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
9. «Лото».
Детям предлагаются карточки с изображением 4 — 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.
10. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Сидит дед во сто шуб одет. |
Кто его раздевает, |
Тот слезы проливает. |
(Лук) |
Летом снег! Просто снег! |
Снег по городу летает. |
Почему же он не тает? |
(Пух) |
Я на ветке сижу |
Букву Ж все твержу. |
Зная твердо букву эту, |
Я жужжу весной и летом. |
(Жук) |
Мягкие лапки, |
А в лапках — царапки. |
(Кот) |
Дом тенистый тесноват, |
Узкий, длинный, гладкий. |
В доме рядышком сидят |
Круглые ребятки. |
(Горох) |
Что копали из земли, |
Жарили, варили, |
Что в золе мы испекли, |
Ели и хвалили? |
(Картофель) |
11. «Кто больше?»
Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
12. «Найди общий звук».
Логопед называет слова (например, со звуком [С] в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.
13. «Логопедическое домино».
Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [Н], присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком [Л], — к картинке стол, и т. д.
14. «Цепочка».
Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
15. «Подумай, не торопись». Детям предлагается:
1) подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;
2)вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;
3) подобрать слово, чтобы первый' звук был [К], а последний [Т];
4) ответить, какое слово получится, если к слогу [НО] добавить один звук.
16. Определить местоположение звука в слове.
Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [С], и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.
17. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине.
Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.
18. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.
19. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.
20. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.
21. «Веселый поезд».
Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.
22. Работа с карточками.
Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове — в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.
23. «Чудесный мешочек».
Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.
24. «Рыболовы».
Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.
25. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
26. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
27. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.