Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое — синтагму, как и в слове, можно выделить предударную—ударную или предударную—ударную—заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

УПРАЖНЕНИЯ

Для освоения ритмики слова

1. Произнесение односложных слов:

а) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д.;

б) со стечением согласных: сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк и т. д.;

в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

2. Произнесение пар слов с гласными [У], [Ы], [И], находящимися в ударной и безударной позиции:

а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп — супы, лист — листы, куст — кусты, лис — лиса, зуд — зудит и т. д.;

б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам — сами, сок — соки, соль — соли, зуб — зубы и т. д.;

в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: умный, устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск и т. д.

3. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.

Гласный звук [Э]:

а) в первом предударном слоге: цвет — цветы, смех — смешной, взгляд — глядеть, стены — стена, взял — взяла, связь — связать и т. д.;

б) во втором предударном слоге: серый — серебро, белый — белизна и т.д.;

в) в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т.д.;

г) в заударном слоге: занять — занятый, девятый — девять, смотреть — просмотренный и т. д.;

д) в различной структуре слов: веселый, зеленый, секрет, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, вывесить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.

Гласные звуки [А], [О]:

а) в первом предударном слоге: сам — сама, стар -старик, стол — столы, мост — мосты, дом — дома и т. д.;

б) во втором предударном слоге: сама — самолет, создать — создавать, сказать — рассказать, балет — балерина и т. д.;

в) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д.;

г) в заударных слогах: мороз — заморозки, золотой — золото, слова — слово, сказать — высказать и т. д.

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.;

б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д.;

в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. И т. д.;

г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

УПРАЖНЕНИЯ

Для отработки интонационной конструкции,

Выражающей завершенность

В повествовательном предложении

1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию:

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

2.Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

а. Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? — твой сок? суп? — твой суп?

стол? — там стол? нос? — это нос?

дом? — твой дом? сад? — там сад?

сам? — ты сам?

б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты? — там солдаты?

в столовой? — он в столовой?

старушка?— идет старушка?

снежинки? летят снежинки?

в. Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? — этот сад? очень? — очень вкусно? весело? — вам весело? ласковый? — ласковый кот?

г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

письмо? — вам письмо?
хорошо? — здесь хорошо?
далеко? — тебе далеко?
коньки? — твои коньки?

д. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Всеиграют? Долго нам спать?

Вам все понятно? Тебе хорошовидно? Ты можешьдостать сливу?

Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужнасумка? Тебе нужна сумка?

2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

Примерный речевой материал:
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(К. Чуковский)
Куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?
(К. Чуковский)
Что за шум? Что за вой?
Как ты смеешь тут ходить,
По-турецки говорить?
Крокодилам тут ходить воспрещается.
(К. Чуковский)
Который час? Двенадцать бьет. Кто вам сказал? Знакомый кот. А мышка где? В своем гнезде. Чем занята? Штанишки шьет. Кому? Супругу своему. А кто ее супруг? Барон Кукарекук. (Французская песенка)
  Что мне делать?
  Как мне быть?
  Отвернулись все ребята,
  Не хотят со мной дружить.
  Что делать после дождичка?
  По лужицам скакать.
  Что делать после дождичка?
  Кораблики пускать.
  Что делать после дождичка?
  На радуге качаться.
  Что делать после дождичка?
  Да просто улыбаться.
  (В. Данько)
  — Черная курочка,
  Куда ты пошла?
  — На речку.
  — Зачем ты пошла?
  — За водичкой.
— Зачем тебе водичка?  
— Цыпляток поить.  
— Как цыплята просят  
— Пи, пи, пи...  
(Потешка)  
     

3.Работа над интонацией восклицательного предложения

В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания:

Но, увидев усача,
Ай! - Ай! - Ай!
Звери дали стрекоча.
Ай! – Ай! - Ай!
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.
...Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача.
Закричала сгоряча:
Разве это великан?
Ха!-Ха!-Ха!
Это просто таракан!
Ха!-Ха!-Ха!
(К. Чуковский)
Гуси начали опять
Па-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!
Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!
Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!
Лошади заржали:И-И-И!
Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!
Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!
А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!
Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
(К. Чуковский)
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки тук!
И постукивают.
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки хрюки хрюки хрюк!
(К. Чуковский)
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две маленькие девочки
Смотрят и смеются:
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Ой! Как жалко петуха!
Бабка охает и стонет:
Ой! Белье мое утонет.
Ой! Попала я в беду.
Ой! Спасите! Пропаду!
(С. Михалков)

2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно). Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.

Катит лыжа впереди,
Я — за лыжей позади.
Я кричу ей: «Погоди!
Лыжа, лыжа, не кати!»
Я кричу ей: «Хватит!»
А она все катит.
Правую лыжу
Я уже не вижу.
(Э. Мошковская)
«Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой —
В каждом я и ты со мной.
Посмотри-ка, посмотри!» —
Просит маму Галка.
Ой, а где же пузыри?
Лопнули, как жалко.
(Ф. Бобылев)
И вскричал Гиппопотам:
— Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги.
Выходите из берлоги
И врага на рога
Поднимите ко!
(К. Чуковский)
Бармалей, Бармалей, Бармалей!  
  Выходи, Бармалей, поскорей!
  Этих гадких детей, Бармалей, Не жалей, Бармалей, не жалей! (К. Чуковский)
     
Не плачь! Не плачь!
Куплю калач'
Не плачь, дорогой!
Куплю другой!
Не плачь, не кричи'
Куплю три!

Наши рекомендации