Игры на узнавание звука в слове

Покажи картинку (игрушку, предмет)».

Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с задан­ным в слове звуком.

2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)».Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку.

Изобрази».

Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — ку­кушке, на 3 — комару...; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипе­ние змеи, рука «ползёт» по столу.

Назови».

Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг.

Найди одинаковый звук».

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос— С.

Остановись».

Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда... Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же ин­тонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда.

Выбери правильно».

Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

Звук в конце (в середине, в начале)».

Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии.

Раздели на три».

В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.

Где звук?»

В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (на­чало, середина и конец ряда), Взрослый называет звук и произносит сло­ва, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове.

Кто больше?»

Ребёнок может:

а)подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине;

б)назвать окружающие предметы с тем же звуком;

в)вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.

Дифференциация оппозиционных звуков

Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении.

В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.

Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки

1. «Где звук?»(пример сравнения звуков С—Ш разными способами).

Ребёнок может:

а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз);

д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета:

свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрывают­ся экраном или переворачиваются.

3. «Найди, что надо».На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.

Раздели на два».

Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции.

5. «Раздели на два и на три».

Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каж­дую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове.

6. «Телеграф».Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с перво­го слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ...

7. «Что такое, повтори!»

Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки — почки; в пер­вом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).

8. «Начни с конца».Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки — бочки.

9. «Замени звук».Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).

10. «Что раньше?»Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Напри­мер: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л.

11. «Что потом?»Какой из парных звуков слышится позже? Том — дом — Д.

12. «Назови по порядку».Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л.

Начни с конца».

Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. На­пример: цок — сок — С, Ц.

14. «Закончи слово»(демонстрируются картинки). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.

Слушай соседа».

Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обрат­ной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, на­пример К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д.

16. «Закончи предложение».Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак.

17. «Кто больше?»Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...

Вспомни слово».

Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок.

Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи — без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.

Наши рекомендации