Определение последовательности и количества звуков в слове

1. Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

2. «Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук [С], другой — [О], третий — [К]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

3. Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.

4. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

5. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам.

6. Сгруппировать картинки в соответствии со схемами.

7. «Угадай-ка».

а. Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, то пор — кот).

б.Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолет, носок, игла — утка).

8. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.

9. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.

10. «Телевизор».

На экране телевизора появляется картинка. Ребенок называет ее, составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными фишками, а согласные — синими.

11. Отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, составить его схему.

Кто не лает, не кусает, А в дом не пускает? (Замок) Рыжая с пушистым хвостом Живет в лесу под кустом. (Лиса) Мягкие лапки, А в лапках — царапки. (Кошка) Бегут по дорожке Доски да ножки. (Лыжи) Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Кто меня тронет, Тот заплачет. (Лук) Крылья есть, да не летает. Ног нет, да не догонишь. (Рыба)

12. «Пирамида».

Каждому ребенку предлагается рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

13. «Новоселье».

Детям предлагаются предметные картинки с изображениями животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц — новоселье, и просит детей расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков в их названии. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.

Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кролик, журавль.

14. Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.

15. Подобрать слово с заданным количеством звуков.

16. Распределить картинки по количеству звуков в словес в первый ряд те, в названии которых три звука, во второй — четыре, в третий — пять.

17. «Молчанка».

Логопед предлагает посмотреть на игрушки, предметы и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий, найдя соответствующую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, показывает ее. Остальные дети по своим звуковым линейкам проверяют правильность выполнения задания.

18. «Умные часы».

На циферблате часов вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

19. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

20. Подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).

Например, с…а:

из четырех звуков — сода, сова, сама;

из пяти звуков — сумка, сушка, сайка.

Наши рекомендации