Вопрос 47. Значение кинорынков и кинофестивалей в жизненном цикле аудиовизуального произведения.
Кинорынки проводятся в разных странах мира с целью продажи киноконтента кинотеатрам. Мероприятия носят как локальный характер (страна), так и международный. К примеру, в рамках Каннского кинофестиваля в Каннах в середине мая состоится Международный Каннский Кинорынок . В России во время проведения Московского Международного Кинофестиваля в июне состоится Московский Международный Кинорынок. Что касается внутрироссийских рынков, то они проводятся 3 раза в году — весной, летом и зимой.
Кинорынок — это фактически деловая выставка-ярмарка, где предметом презентации, купли и продажи является кинопродукция. Кинорынков на данный момент существует великое множество — как локальных, так и международных, они проводятся на ежегодной основе в самых разных странах мира. Некоторые из них, как, например, крупнейший азиатский кинорынок Filmart в Гонконге, проходят как самостоятельные бизнес-мероприятия, другие — одновременно с кинофестивалями, например, с Каннским в мае и с Берлинале в феврале.
Кинокомпании-правообладатели на кинорынке демонстрируют новые фильмы и фрагменты еще не законченных картин, презентуя их кинокомпаниям-дистрибьюторам с целью продажи, а также представляют рекламные материалы — каталоги, буклеты, постеры, ролики, — на своих стендах на территории выставки. Там же и проходят все самые важные деловые переговоры, заключаются сделки. В России одним из важных мероприятий кинобизнеса является Российский Международный Кинорынок, участниками которого являются кинокомпании и кинотеатры, работающие на территории стран СНГ и Балтии, в том числе и компании-мейджоры, — «Двадцатый Век Фокс СНГ», Walt Disney, Universal Pictures, «Каро Премьер» (Warner Brothers), «Централ Партнершип».
Особая категория — международные «прифестивальные» кинорынки. В качестве примера можно привести Moscow Business Square — кинорынок при ММКФ. Лейтмотив всех переговоров — копродакшн. На международные кинорынки также можно и нужно идти с идеями и сценариями. Важно понимать, что на подобных мероприятиях вполне реально не просто завязать знакомства, но и найти инвестиции.
На кинорынках всегда проводятся не только презентации кинокомпаний, в ходе которых они рассказывают о своих планах по продвижению фильмов, о рекламных кампаниях, но и дополнительные конференции, круглые столы, тематические дискуссии, мастер-классы.
В рамках соглашения с Министерством культуры РФ в 2014 году Фонд кино организовал работу 9 объединенных стендов "RUSSIAN CINEMA", на которых было представлено более 180 национальных фильмов. В общей сложности на стенде работало 40 дистрибьюторских компаний, было проведено свыше тысячи встреч.
С учетом перспектив данного направления, в 2015 году Фонд кино совместно с Министерством культуры РФ продолжает международное продвижение отечественного кино на крупнейших кинорынках мира.
На европейском кинорынке European Film Market (EFM), проходившем с 5 по 13 февраля 2015 года в Берлине, на объединенном стенде российского кино «RUSSIAN CINEMA» было представлено порядка 20 дистрибьюторских и кино- и телепроизводящих компаний.
Наиболее престижными кинофестивалями являются смотры с конкурсной программой, имеющие аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (фр. Federation International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF). Для того, чтобы получить аккредитацию, кинофестиваль должен соответствовать нескольким критериям: быть международным; проводиться ежегодно; пользоваться поддержкой местной киноиндустрии; в конкурсе не должно быть фильмов, которые ранее участвовали в других фестивалях. Кроме того, в одной стране может быть только один подобный фестиваль.
На сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют в общей сложности 51 кинофестиваль.
Вопрос 48. Сущность авторского права. Особенности правовых отношений продюсера с авторами фильма. Виды и содержание договоров.
Авторское право — институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.
Авторский договор - соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение.
Различают три вида авторских договоров:
1) авторский договор о передаче исключительных прав;
2) авторский договор о передаче неисключительных прав (лицензионный договор о предоставлении права использования произведения);
3) авторский договор заказа.
В зависимости от того, готовое произ или его надо создать: АД заказа или АД готового произведения
АД бывает: обнародованный и необнародованный
В зависимости от того, становиться ли преобретатель АП единственным обладателем или одним из: коллективное искл. право, исключительное использование.
Существуют А.Д:
-издательский
-постановочный (использование произведения публичн. способом)
-сценарный договор (близок к постановочному. Литературный сценарий основа режиссерского, подлежит изменению)
-договор о депонировании (прямой доступ)
-договор худ заказа (изобразительное искусство)
-договор о публичном исполнении
-договор об использовании декоративно-прикладного искусства
Содержание договора определяется пожеланиями сторон. В нем могут быть учтены такие факторы, как: возможность внесения изменений (в сценарий), сроки, доработка и другие условия.
Закон об авторском праве и смежных правах называет в числе необходимых такие условия авторского договора, как:
• способы использования произведения;
• срок и территорию, на которые передается право;
• размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования;
• порядок и сроки выплаты вознаграждения.
Продюсер заключает с авторами фильма договора отчуждения АП, таким образом продюсер становиться обладателем исключительных прав на фильм.
При непредставлении произведения на автора возлагается обязанность возместить только реальный ущерб, причиненный заказчику. Обычно это выражается в возврате автором заказчику полученного аванса.
Предметом авторского договора заказа является обязательство автора создать произведение, а также передать исключительные права на него заказчику. В авторском договоре заказа необходимо подробно описать вид, жанр, форму, объем, структуру и другие свойства заказываемого произведения, порядок и способы будущего использования заказчиком как произведения в целом, так и его самостоятельных частей.