Есть ли конфликт между моими героями? Проявляется ли он через действие, через отношения, через ценности?
Противопоставил ли я моих героев? В чем отличия между между ними?
Характеры моих героев имеют потенциал, чтобы преобразовать друг друга? Поймет ли аудитория или ридер, почему эти два человека должны быть вместе? Ясны ли влечения между ними? Ясно ли как они воздействуют друг на друга?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Драма по существу – история отношений. Она редко рассказывает только о людях, но обычно о людях, которые находятся во взаимодействии с другими, влияют на других, и о тех, кто изменяется в результате этого взаимодействия.
Без динамичных отношений характеры героев могут стать вялыми и неинтересными. Драму между характерами героев обеспечивают конфликты, противопоставления и контрасты. Это доказывает, что отношения между героями могут быть столь же волнующими и запоминающимися как любой отдельный характер отдельного героя.
Глава 6. ДОБАВЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ И ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ
Добавление второстепенных и эпизодических героев в историю расширяет ее палитру. Словно художник, прописывающий детали для придания картине завершенности, сценарист добавляет своих второстепенных героев для большей глубины, цвета и многомерности истории.
Для создания второстепенных героев применимо большинство тех же принципов, что и для главного героя. Характеры должны быть последовательными, раскрывать себя через отношения, эмоции и ценности, а иногда и быть парадоксальными.
Но есть некоторые существенные отличия. Представьте себе свадьбу. Там всегда полно деталей вокруг двух главных фигур - невесты и жениха. А также людей, зачастую неотличимых друг от друга. Но среди них всегда есть кто-то, кто выделяется: вот девочка в красном на переднем плане играет с котенком, который забрел на сцену, где поет певец; вот министр, исполненный самомнения - он обычно стоит на верхней ступени церковной лестницы; вот мать невесты в ярко-желтом кружевном наряде носится вокруг дочери и всхлипывает на радостях.
На этой картине второстепенные герои такие же запоминающиеся, как и главные. И хотя большинство из них – только фон, всегда есть несколько таких, кто добавляет яркие штрихи к истории о любви и браке.
Во многих случаях второстепенные герои берут верх над историей, становясь более значительными, нежели полагал сам автор. Иногда это здорово улучшает историю. На ТВ второстепенные герои частенько становятся любимцами зрителей, как, к примеру, в «Счастливых деньках/Happy Days» и «Семейных узах/Family Ties», когда соответственно Фоунз и Алекс вышли на передний план.
По словам сценариста и режиссера сериалов Джеймса Берроуза: «Если у вас получился хороший второстепенный герой, вы будете использовать его до последнего. Вам не придется за него краснеть».
Дейл Вассерман подтверждает: «Иногда второстепенные герои более интересны, нежели главные, потому что на главном герое висит бремя – двигать вперед историю. Второстепенные герои более свободны, и, следовательно, могут быть более яркими».
Иногда этот «захват территории» становится опасным. История может разбалансироваться, если второстепенный герой не знает своего места. Чтобы лучше понимать, что это за место, давайте рассмотрим процесс создания второстепенных героев.
Этот процесс включает в себя:
Решение, какую функцию будет выполнять герой
Создание героя, который для осуществления этой функции будет отличаться от других героев
Наполнение героя дополнительными деталями
ФУНКЦИЯ
Для начала спросите себя: кто, помимо протагониста, необходим для того, чтобы рассказать историю? В ком еще нуждается мой герой?
Уточнив эти вопросы, вы не станете добавлять героев в историю произвольно, и поймете, какие из них действительно необходимы. Задача состоит в том, чтобы найти баланс между главным героем и второстепенными героями, и не создавать путаницу в истории, перегружая ее людьми.
Второстепенный герой может служить нескольким функциям в истории. Например, он:
- помогает в определении роли протагониста;
- раскрывает тему истории;
- помогает двигать историю вперед.
Второстепенный герой помогает в определении роли протагониста.
Если характеры определяет их статус или работа (к примеру, Мать, Президент корпорации, Кассир в ресторане), при создании окружайте героев тем, что поможет прояснить их роль.
Матери нужны дети вокруг, чтобы показать, что она действительно мать. У президента корпорации будут вице-президенты, секретари, шоферы и телохранители. Кассиры в ресторанах окружены посетителями, менеджерами, поварами, мальчиками на побегушках и начальниками.
Скольких из этих героев вы используете, скольких ярко подчеркнете, будет зависеть от потребностей истории. Но роль вашего протагониста не будет ясна без некоторых из них.
Когда создавался «Звонящий в полночь», сценаристам было понятно, что Джеку Киллиану понадобятся герои, окружающие его на работе. Ричард Ди Лелло, автор сериала, объясняет: «Для Киллиана мы создали троих второстепенных героев. Там должен быть инженер – оператор, принимающий звонки – и им стал Билли Поу. Понятно, должны быть какие-то агенты в полицейском участке, чтобы помогать в историях с криминальной составляющей. Кто мог справиться с этим лучше, чем его бывший командир, лейтенант Зимак? Ну и Дивон, продюсер, ангел-хранитель. Она должна быть яркой, привлекательной и умной, такой же сильной, как и главный герой».
Обратите внимание, как в этой сцене Дивон, продюсер, и Поу, инженер, выполняют свои функции и поддерживают главного героя.
Киллиан читает свою копию текста. Он поднимает взгляд на Билли, находящегося в диспетчерской. Билли загружает компьютер. Джек выбрасывает свой текст в мусорную корзину.
ДИВОН
Что ты делаешь?
КИЛЛИАН
Я не могу прочесть эту чушь.
ДИВОН
Что значит – не можешь прочесть?
КИЛЛИАН
Дай мне возможность выбросить это.
ДИВОН
Нет. Извини. Я написала это для тебя…
КИЛЛИАН
Ты действительно считаешь, что у нас есть время об этом спорить?
Киллиан кивает – мол, мы уже в эфире. Дивон покорно вздыхает и наклоняется к микрофону.
ДИВОН
Сейчас полночь, и с вами – Дивон Кинг на Кей-Джи-Си-Эм Радио, 98,3 FM. Сегодня, на Кей-Джи-Си-Эм, мы рады сообщить вам о появлении Звонящего в Полночь. Программа, которая застает вас в пути… Джек Киллиан недавно вернулся к гражданской жизни. Он будет принимать ваши звонки, и отвечать на вопросы о работе полиции. Но следует отметить, что мнение Джека Киллиана не всегда совпадает с мнением полиции Сан-Франциско… (пауза)
…и необязательно - с мнением Кей-Джи-Си-Эм. Звонящий в Полночь – это только мнения. И тысячи благодарностей за звонки. Скажите нам, как вас зовут, и откуда вы звоните. А сейчас, без лишней суеты позвольте представить вам Джека Киллиана…
КИЛЛИАН
Ночного таксиста!
Дивон бросает взгляд в сторону Джека, но продолжает без малейшей запинки:
ДИВОН
…нашего ведущего.
Позже.
Огни ЭФИРА гаснут. Дивон поворачивается к Джеку.
ДИВОН
Ночной таксист?
КИЛЛИАН
Да. Тебе нравится?
ДИВОН
Не особо.
Второстепенные герои помогают выразить тему истории.
Большинство писателей и сценаристов с помощью своей истории хотят сообщить что-то важное и значимое. Второстепенные герои – возможность выразить тему без риска превратить историю в прямой лозунг или занудное нравоучение.
Чтобы это сделать, писатель должен продумать свою тему. Это может быть поиск себя, целостность, общность, тирания, слава, любовь – или другая идея. Но когда тема выбрана, каждый характер раскрывает ее.
«Обычные люди» - история о поиске себя и смысла жизни. Автор романа, по которому был написан сценарий, Джудит Гест объясняет: «Конрад и Кельвин способны преобразиться из-за своей трагедии, а другие герои, в противовес им, продолжают влачить жалкое существование. Они не размышляют над своей жизнью. Каждый герой отражает определенную точку зрения в этой теме. Психиатр Бэргер, Кельвин, Конрад, Джинин и Кэрол развивают идею рефлексии – это люди, способные чувствовать все более глубоко. Стилман, Рэй и Бет воспринимают все поверхностно, и не хотят или не могут преобразиться».
В «Пролетая над гнездом кукушки» исследуется тема бунтарей и власти. Сопутствующие темы – подавление, тирания, борьба за свои права.
Второстепенные герои демонстрируют страхи, жажду безопасности, подавление и страстное желание стать сильнее. В истории три героя, раскрывающие эти темы.
Доктор Спайви – олицетворение репрессивных правил, но одновременно с этим он всего лишь пешка в руках Медсестры-тиранки.
ДОКТОР СПАЙВИ
Те-ра-пев-ти-ческое сообщество. Эта палата – общество в миниатюре, и пока общество решает, кто нормален, а кто нет, вы должны считать так же. Наша цель – построить здесь полностью демократическое общество, управляемое пациентами – трудящимися во имя того, чтобы возродить вас для внешнего мира. Очень важно не позволить никакой гнили развиться внутри вас. А потому – разговор. Дискуссия. Исповедь. Если вы слышите, как другой пациент говорит что-то важное, запишите это в Регистрационную книгу, чтобы все увидели. Вы знаете, как называется эта процедура?
МАКМЕРФИ
Стукачество.
Пациент Хардинг осознает свою слабость, но он не в состоянии что-либо изменить.
ХАРДИНГ
Мой друг, этот мир принадлежит сильнейшим. Кролик понимает, насколько сильны и многочисленны волки, и потому роет нору и прячется в ней, когда волк рядом. Он не бросает вызов волку, чтобы сразиться с ним. Мистер Макмерфи… мой друг… я не цыпленок, я кролик. Все мы тут кролики, скачущие в нашем диснеевском мире! Билли, попрыгай для мистера Макмерфи. Чезвик, покажи, какой ты пушистый. А, они стесняются. Мило, не так ли?
Индеец, Вождь Бромден, отчетливо понимает, что такое подавление и усмирение, но не чувствует себя «достаточно большим», чтобы побороть это.
ВОЖДЬ БРОМДЕН
Я не могу помочь тебе, Билли. Никто из нас не может. Как только кто-то хочет помочь другому, он раскрывается. Это то, что не может понять Макмерфи – мы хотим быть в безопасности. Вот почему никто не жалуется на туман. Как бы ни было плохо, ты можешь ускользнуть в него обратно и чувствовать там себя в безопасности.
Каждый из этих второстепенных героев являет собой пример темы подавления. Доктор Спайви – оратор власти, который ограничивает другим людям возможность высказываться и подстрекает их стучать на своих товарищей по несчастью. Хардинг и Бромден представляют нежелание побороть все это, и желание оставаться в безопасности.
Второстепенный герой может быть лицом-катализатором, предоставляя важную информацию, двигающую вперед историю.
Мальчик Сэмюэль в «Свидетеле» дает информацию Джону Буку, которая нужна ему для полицейского расследования.
БУК
Я офицер полиции. Сэмюэль, расскажи мне все, что ты видел, когда вошел туда.
СЭМЮЭЛЬ
Я видел его.
БУК
Кого?
СЭМЮЭЛЬ
Человека, который убил его.
БУК
Хорошо, Сэм. Расскажи мне, как он выглядел?
СЭМЮЭЛЬ
Он похож на него.
Сэмюэль указывает на Картера, коллегу Джона.
БУК
Он был чернокожий, да? С черной кожей?
СЭМЮЭЛЬ
Но не штюмпиг.
БУК
Не кто?
РЭЙЧЕЛ
На нашей ферме, когда в помете родится маленький поросенок, его называют штюмпиг. Коротышка.