Если вы выдаете сразу все, то клиент через месяц, максимум через три (или через столько, за сколько он заплатил) – уйдет.

Именно поэтому я (Андрей) беру в коучинг на полгода с предоплатой. Каждый раз, когда я входил в чужое положение и разбивал оплату на две-три части – каждый раз были проблемы. Ни разу не было исключений… Так что делайте выводы сами.

То, что вы будете помогать, заменять им папу с мамой, продвигать их и давать им клиентов, – никогда не будет цениться! Мало того, люди даже не будут связывать вашу работу с ними со своими результатами.

Тем не менее есть очень маленький процент людей, которые после того, как они уходят из коучинга, считают, что они уже и сами все могут, но почему-то их результаты становятся все хуже и хуже.

Через какое-то время они приходят и спрашивают: «Что-то результаты стали плохие, почему? Как это можно исправить?» И тут уже вам решать: будете вы их брать обратно или нет.

Но, судя по моему опыту, с теми, кто возвращается обратно, не получается ничего хорошего. Потому что человек приходит с критикой и со «звездной» болезнью, а значит, первое, что надо делать, – это «сбивать корону», а на это нет ни времени, ни желания.

Мы стараемся людей обратно в коучинг не брать. Какие выводы можно из этого сделать?

1. Аккуратно принимайте решения. Заранее прописывая правила коучинга для каждого уровня, вы можете сильно упростить себе процесс принятия решений.

2. Если взять все возможные варианты коучинга, получается не девять моделей, а девяносто один возможный вариант. Если бы это было просто, то все занимались бы коучингом и были успешными. А значит, на нас с вами не хватило бы ни возможности, ни денег, и это было бы не так интересно.

3. Чем сложнее ваша программа – тем больше она принесет денег.

4. В коучинге нужно давать пошаговый рост, а не резкий взлет из грязи в князи. Потому что вам это будет не выгодно финансово и окажется очень ресурсозатратно, при этом человек будет рваться на части и быстро уйдет. Лучший вариант – вести клиентов пошагово.

И это выгоднее всем: клиенту для психики, вам для кошелька и всем остальным, которые будут видеть, как человек поднимается, пошагово работая над собой.

Надо ли пинать клиентов?

В групповом коучинге быстро появляются результаты, однако есть много таких людей, кто сидит на заборе и ничего не делает. Поэтому тех, у кого есть результаты, проверяйте, а тех, у кого нет, сильно пинать не стоит. Посмотрели, погладили некоторых по голове, сказали: «Молодцы, ребята, у вас хорошо получается», – и идем дальше. У кого получится – получится, у кого нет – нет.

В своей мастер-группе тех, у кого есть результаты, мы проверяем и даем обратную связь, если об этом просят. Кто об этом не просит, те сидят, слушают, им тоже интересно.

В индивидуальном коучинге пинать надо, но не очень сильно. Следует дать человеку возможность ничего не делать и платить вам за это деньги. Такой вариант тоже должен быть, иначе вы будете ходить голодным. По закону больших чисел примерно половина ваших клиентов не будет делать необходимое в достаточном объеме. Привыкайте, это одна из особенностей коучингового бизнеса.

Люди тоже будут это чувствовать, но коучинг в любом случае приносит какое-то удовлетворение. И они будут продолжать платить. Так почему бы нет?

Люди платят за то, чтобы их пинали. А если ничего не делают, они тоже платят. Не выкидывайте их из тренинга, пусть продолжают идти дальше. Просто такие участники заплатят вам еще больше. Ничего страшного.

Несколько нюансов

Серьезная проблема в коучинге – скука. Даже интересной информацией клиентов завлечь не получится – им должно быть интересно с вами. Если не будет эмоций, ходить к вам не станут – точнее, придут, посидят и уйдут.

Типичная проблема: приходят люди и начинают просить дополнительные услуги или информацию, не относящиеся к сути коучинга. Если на ваш кошелек это влияет положительно, то выполняйте просьбы. В противном случае готовьтесь говорить «нет».

Не давайте советов, которые могут расцениваться как юридические. Если вам задали такой вопрос, ответьте, что вы не юрист. И хорошо, чтобы у вас были аудиозаписи коучинга. Нужна страховка.

Результаты клиентов

Существует три варианта решения проблем:

1. Решение в лоб: есть проблема, мы ее решаем.

2. Делим проблему на части и решаем ее поэтапно.

3. Самый ценный способ, при этом наиболее сложный по комплектности и самый интересный по исполнению – организация среды, в которой эта проблема решается.

Два примера из практики Эрика Эриксона – создателя эриксоновского гипноза, мастера с большой буквы. К нему приходили люди с хроническими проблемами, которые никто десятилетиями не мог решить, а уходя, обнаруживали, что проблемы решились сами собой.

Первый пример. Пришел к нему человек и говорит: «Я много раз пробовал бросить пить – не получалось. Все время срываюсь». Эриксон говорит: «Не проблема! Найди какой-нибудь бар в пяти милях от дома и продолжай пить, но только в этом баре, причем туда и обратно добираться можно только пешком. Если ты это будешь выдерживать, то не вопрос – пей дальше».

Человек согласился. Надо сказать, что все остальные пить ему запрещали. Он один день туда сходил, второй день сходил, а потом начал откладывать: «А, ладно… Завтра схожу». Так время между выпивками все увеличивалось и увеличивалось, и в итоге человек бросил пить, как бы не бросая.

Вторая история интереснее. Пришла женщина и говорит: «Я готова покончить жизнь самоубийством. Моя жизнь не имеет смысла, все плохо». Эриксон ее спрашивает: «Расскажите, что происходит?» Она: «Личной жизни никакой нет, я страшная, все плохо, все валится. Работа тяжелая. В офисе, правда, но все равно тяжелая. Никто внимания не обращает. Все плохо. Не хочу так больше жить».

Эриксон отвечает: «Не проблема. Можете совершать самоубийство месяца через три. Но раз вы все равно кончаете жизнь самоубийством, давайте, наконец, почудим. У вас деньги есть какие-нибудь?» «Есть тысяч десять на счету».

«Снимайте. Все равно вам через три месяца они будут уже не нужны. Первое: идете и покупаете себе все наряды, которые вы кода-либо хотели. Массаж, стилист… Весь пакет. Приходите еще раз. Ваша задача на неделю: пойти на шопинг и себя привести в порядок». «Я этого никогда раньше не делала». «И что? Вам уже все равно».

Женщина так и сделала. Потратила 2000 долларов и вернулась. «Сделали?» «Сделала». «Понравилось?» «Да, очень». «Следующая ваша задача. Есть человек, который вам нравится?» Она замялась: «Ну, есть в офисе. Он красавец, на меня внимания совсем не обращает».

А у женщины между двумя передними зубами дырка большая, поэтому она считала себя страшной. «Не вопрос. Одевайтесь максимально красиво. Самое лучшее надевайте! Приходите в офис. У вас ведь есть кухня, где все бывают?» «Да, у нас возле офиса кулер, мы там пьем утренний чай». «Утром, когда все будут там, набираете полный рот воды, подходите к этому мужчине и обрызгиваете его с ног до головы через свою дыру между зубами».

Та говорит: «Я не могу!» «Но вам все равно! Вы же собираетесь совершить самоубийство. Какая разница? Ну, выгонят – так выгонят». «Хорошо». Облитый водой мужчина потом бегал за ней по всему офису. Поймал, а что делать – не знает. Через три месяца они поженились.

Эриксон был мастером создания среды, в которой проблема решается будто сама собой. Вы совершаете какие-то действия, за счет которых складывается определенный результат. Причем чем менее логично это для участника, тем лучше.

Если ваш вариант достижения результата логичный, вам необходимо его переиграть, добавив в него какие-нибудь неожиданные элементы, которые относительно несложно придумать.

Вы и ваши конкуренты

Представьте, что у вас в коучинге хотят учиться конкуренты, а вы этого не желаете. В таком случае вы отстаете и каждую секунду теряете свои позиции. Конкурентов бояться не нужно. Вы можете создавать с их помощью много разных интересных вещей. Можете им отдавать программы, которые у вас почему-то не купили, они вам помогут их продать. Конкуренты будут реализовывать ваши продукты, а вы – их программы.

Можно пиарить книги другого коуча и работать по его программе. Через конкурентов тоже можно и нужно пиариться. Это правильный способ. Вы будете взлетать вместе с ними.

В своей области вы уже изучили конкурентов и знаете, что делать. Теперь подсмотрите, что происходит в другой индустрии, и попробуйте это у себя. Так результаты окажутся куда лучше.

Вы видите, что именно у кого-то работает. И предлагаете, подсказываете клиенту обратить внимание на ту или иную вещь: «Помнишь, у нас в мастер-группе есть такой парень? Он делает вот это, и, если ты сделаешь то же самое, у тебя наверняка получится». Коуч должен говорить это в индивидуальной работе – куда посмотреть, откуда взять, как с этим работать и так далее.

Коучинг и деньги

Что покупают ваши клиенты?

Что же на самом деле покупают люди, обращаясь к коучу?

Во-первых, совет.Каждый человек уверен, что у него исключительная ситуация, что у него одного не хватает денег, свободного времени, надежного советчика и так далее. Требуется совет – это первое, почему люди приходят в коучинг.

Во-вторых, это экономия времени и усилий.Есть те, у кого уже все хорошо, и они идут вперед, но либо начинают замедляться, либо не знают, куда двигаться дальше.

Или же человек понимает, что его время безумно дорого. Поэтому намного дешевле заплатить опытному тренеру за индивидуальную работу. И взять у него за час то, на получение чего любым другим способом уйдут недели и месяцы.

В-третьих:

Люди думают, что приходят за образованием, за информацией. Но на самом деле они приходят за эмоциями.

Если вы скучны, то люди к вам придут, получат информацию и уйдут. А если вы все время придумываете новые фишки, развлекаете клиентов (причем не говоря об этом напрямую), они с вами остаются и продолжают идти вперед.

Если вы серьезно занимаетесь коучингом, вам нужно хотя бы минимально знать человеческую психологию. Клиенты приходят, чтобы им сказали: «Ты молодец, ты единственный и неповторимый». Многим людям это необходимо.

Следующее, за что люди платят, – это результат.Без него не обойтись. Просто эмоции можно давать, но тогда вы должны понимать, что это «левый» коучинг, коучинг по форме, а на самом деле вы просто веселите толпу, как клоун. Если же вы даете человеку достижение результатов, к которым он стремится, он к вам привязывается и уйдет нескоро.

Должно случиться что-то экстремальное, чтобы он решил зарезать курицу, несущую золотые яйца. Если вы знаете, что вы делаете, то поможете клиенту добиться его целей быстрее и эффективнее. И в случае, если он выходит из коучинга, его результаты начинают ухудшаться – чем дальше, тем быстрее.

Что еще покупают люди? Опыт решения проблемы.Если вы предлагаете групповой коучинг, он должен быть упакован как индивидуальный подход. Потому что покупают на самом деле именно его.

В группе, которую вы будете вести, есть движение. Людям нужно почувствовать общность, им должно быть интересно с остальными участниками.

Более того, клиенты платят за второе мнение, честное и прямое. Человек, приходя к вам, уже знает, что ему делать, но он в этом не уверен. И когда он слышит от вас подтверждение своих мыслей, наступает счастье и покой.

Наши рекомендации