Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются меры по обеспечению доступа К(Ф)Х, ЛПХ, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации.
Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую систему с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями, постольку и консультационное, и информационное обслуживание их работников и членов кооперативов целесообразно осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Создавать отдельные информационно-консультационные центры только для кооператоров нецелесообразно. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы.
В настоящее время Минсельхозом России формируется Единая система информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в рамках которой члены кооперативов и потенциальные кооператоры смогут получать своевременную и качественную информацию о государственной аграрной политике, условиях кредитования, налогообложения, субсидирования, объемах торговли, ценах и т.д.
Предполагается создание специализированных баз данных; издание и распространение учебной, справочно-информационной и методической литературы; проведение соответствующих научных исследований; организация специализированной выставочно-демонстрационной деятельности.
Реализация этих мероприятий позволит значительно повысить информированность сельского населения, в том числе по правовым вопросам, подготовить методологическую базу для развития целевой группы и постоянно повышать уровень квалификации ее участников, создать условия для постоянного обмена передовым опытом.
Для осуществления этой работы целесообразно создание информационно-консультационной службы развития кооперации как части (подразделения) единой системы ИКС АПК под эгидой Минсельхоза России и АККОР. Взаимоотношения между Минсельхозом России и АККОР, другими заинтересованными государственными органами могут строиться на основе специальных соглашений.
Предлагается двухуровневая модель информационно-консультационной службы развития кооперации, схематически представленная на рис. 1. Звеном первого (высшего) уровня является федеральная служба при Минсельхозе России и АККОР. В нем может быть создан Федеральный учебно-методический центр по развитию малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации, ответственный за содержание, методическое обеспечение и стратегию развития всей кооперативной системы.
Среди основных задач Центра:
– осуществление пилотных проектов по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации и обобщение их результатов;
– консультирование сотрудников Минсельхоза России и других федеральных министерств и ведомств по вопросам организации регулирования кооперативного движения при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;
– обучение и консультирование работников региональных ИКС и региональных учебно-методических центров;
– проведение независимого мониторинга реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК».
Рис. 1. Модель информационно-консультационной службы развития кооперации
На втором (нижнем) уровне находятся региональные службы и региональные учебно-методические центры, непосредственно реализующие программу образовательного, информационного и консультативного содействия в развитии кооперативного движения региона. Региональные службы могут существенно отличаться друг от друга по масштабам, формам и тематике своей работы. Эти отличия определяются уровнем развития кооперации, потребностями населения в кооперативных формах организации решения своих жизненных проблем, видами кооперативов, уровнем деятельности союзов кооперативов, спросом на определенные услуги со стороны кооперативов и населения, желающего создать кооперативы. Все звенья информационно-консультационной службы развития кооперации, включая пользователей, функционально связаны друг с другом, что обеспечивает их единство в достижении конечной цели. Желательным является создание опорных пунктов региональных служб в отдельных сельских административных районах.
Консультационная и организаторская работа должна быть направлена на:
- создание новых кооперативов там, где это необходимо;
- расширение числа членов в уже существующих кооперативах;
- оказание помощи членам кооперативов более активно участвовать в процессе принятия решений и управлении делами кооперативов;
- оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе/
Роль региональной ИКС и регионального учебно-методического центра может выполняться различными организациями:
- государственными структурами;
- учебными и научными заведениями;
- специальными консалтинговыми службами, созданными на базе органов крестьянского самоуправления, в том числе на базе региональных и районных АККОР;
- самими кооперативами, в особенности, второго и последующего уровней.
Органы управления АПК субъекта Российской Федерации и региональная ассоциация АККОР должны решить вопрос о наиболее эффективной организационно-правовой форме ИКС (в настоящее время многие из них существуют в форме государственных унитарных предприятий или филиалов государственных учреждений) с учетом мероприятий, предусмотреных в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.» и Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.. Можно рекомендовать создание ИКС и учебно-методических центров в форме единой консалтинговой коммерческой или некоммерческой организации (например, фонда), осуществляющей весь спектр услуг по консультированию как в области развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, так и в сфере распространения рыночной информации, юридических и экономических консультаций и т.п.
Возможным вариантом является создание ИКС на базе региональных и районных АККОР (в настоящее время имеется опыт Ростовской, Саратовской, Новосибирской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея). Преимущества такой службы - в широкой клиентской базе, непосредственной связи с субъектами малыми формами хозяйствования, дополнительных источниках финансирования за счет членских взносов и платных услуг АККОР.
Одним из главных условий информационно-консультационного и учебно-методического обеспечения кооперативного движения является развитие научных исследований по проблемам развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в системе Российской академии сельскохозяйственных наук и Минсельхоза России, а также проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по данной тематике.
Необходима разработка и реализация в ряде регионов Российской Федерации пилотных проектов по совершенствованию деятельности и государственной поддержке К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства и кооперации в сельской местности.
Подготовка кадров
Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно-консультационных организаций; кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы; государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.
В этих целях Минсельхозу России необходимо:
– разработать учебно-методические материалы для сельскохозяйственных и кооперативных учебных заведений, а также для созданных федерального и региональных кооперативных учебно-методических центров;
– предусмотреть введение в сельскохозяйственных вузах и техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;
– расширить подготовку сельскохозяйственных производителей, работников органов управления АПК и муниципальной власти и преподавателей по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации через систему повышения квалификации при сельскохозяйственных учебных заведениях, университетах общего назначения и созданных учебно-методических центров.