Социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов достигается вследствие максимальной реализации личных интересов членов собственников.

Основные доходы, за счет которых могут удовлетворяться личные интересы членов К(Ф)Х и ЛПХ, создаются непосредственно в сельскохозяйственном производстве. Но они превращаются в денежные средства только после реализации сельхозпродукции. Продавая свою продукцию самостоятельно, крестьянин, как правило, теряет часть своего дохода в пользу перекупщиков и других рыночных партнеров. Для полного сохранения доходов, созданных в сельхозпроизводстве, К(Ф)Х и ЛПХ нуждаются в объединении сил для совместного сбыта продукции. Кроме того, они заинтересованы в получении дополнительных доходов за счет переработки своего сельхозсырья, а также за счет организации снабжения материалами и организации производственно-технического обслуживания. Всего этого можно достичь благодаря участию К(Ф)Х и ЛПХ в деятельности соответствующих потребительских кооперативов. Вертикальные кооперативы, помогая К(Ф)Х и ЛПХ сохранить доход, созданный ими в сельхозпроизводстве, получают дополнительный эффект, присущий крупным хозяйственным структурам. Иначе говоря, в таких кооперативах синтезируются слагаемые эффективности факторов как мелкого, так и крупного производства.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт (приложение 2), развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов содействует:

– снижению производственных и трансакционных издержек сельскохозяйственных производителей и, следовательно, росту их доходов;

– повышению надежности обслуживания аграрного производства и качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;

– улучшению доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства;

– контролю ресурсных и продуктовых рынков со стороны сельскохозяйственных производителей;

– существенной экономии рабочего времени у членов кооператива за счет принятия кооперативом на себя многих трудоёмких процессов, укреплению духа коллективизма;

– развитию конкуренции в сфере агробизнеса, что ограничивает монополистическое поведение акционерных и других коммерческих агропромышленных формирований;

– сокращению потерь сельскохозяйственных производителей от диспаритета («ножниц») цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства и услуги для сельского хозяйства и смягчению указанного диспаритета;

– повышению качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья;

– распространению инноваций в сельском хозяйстве и других отраслях АПК, управлении производством, бухучете, торговле и др.;

– диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения;

– выведению сферы услуг на селе, хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств из теневой экономики;

– расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики, что укрепляет местные бюджеты и создает благоприятные условия для реформы местного самоуправления;

– консолидации экономических и социальных интересов сельскохозяйственных производителей, росту их социального статуса, повышению эффективности аграрного лобби.

Помимо экономической привлекательности обслуживающих кооперативов для сельскохозяйственных производителей нельзя сбрасывать со счетов и факторы социально-психологического характера. И, в частности, такую черту крестьянского менталитета, как обостренное чувство справедливости, чему как раз и отвечает принцип равенства всех членов кооперации в сочетании с распределением дохода по объему деловых операций, а не по доле вложенного в кооперативное предприятие капитала. Получение дохода пропорционально объему деловых операций у всех на виду, является широко известным и, по имеющимся наблюдениям, служит хорошим стимулом к здоровому соревнованию путем увеличения объема собственного производства каждым и более активного участия в деловых операциях кооперативного предприятия как основы увеличения получаемого дохода на справедливой основе.

Содействуя индивидуально-семейным хозяйствам и малым предприятиям преодолевать многочисленные экономические, социальные и другие проблемы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы будут способствовать более полному раскрытию и эффективному использованию большого внутреннего потенциала малого агробизнеса. Можно утверждать, что без потребительских кооперативов малые формы ведения сельского хозяйства не получат развития, не станут реальным фактором вывода российского сельского хозяйства из кризиса. Отсюда вытекает особо важное значение формирования системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Если малый агробизнес является одним из главных направлений восстановления сельского хозяйства и села, то потребительская кооперация – непременным условием развития самого малого агробизнеса. Поэтому правомерно рассматривать потребительскую кооперацию в качестве одного из основных условийвозрождения российского сельского хозяйства. Именно поэтому ей уделено повышенное внимание в Приоритетном Национальном Проекте «Развитие АПК».

Социально-экономический эффект от реализации концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, отражающий ее результативность с точки зрения общества, заключается в увеличении производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, повышение занятости и самозанятости сельского населения, его доходов. Реализация концепции позволит малым формам хозяйствования увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 7 %, ее реализацию на 6%. (табл. 3).

Наши рекомендации