Современные направления теоретико-методического и практического обеспечения создания и деятельности сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов

История мировой экономики и экономическая теория свидетельствуют, что малые и средние предприятия могут быть успешными не во всех отраслях. Преобладание в той или иной отрасли преимущественно крупных или преимущественно небольших предприятий обусловлено многими объективными обстоятельствами: величиной первоначальных затрат, технологией производства, степенью дифференциации и делимости выпускаемой продукции, границами рынка сбыта, расходами на рекламу и т.д. С учетом этих моментов мелкие и средние предприятия распространяются прежде всего в таких отраслях, как сфера услуг, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, внедрение инноваций.

В структуре российской экономики значительную долю занимают отрасли по добыче сырья. Этому способствуют не только огромные природные богатства, но и высокая доходность экспорта сырьевых товаров: нефти, газа, леса, черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Однако предприятия добывающей промышленности из-за технологии производства и высоких постоянных издержек не могут быть мелкими. В добывающей промышленности отмечается очень высокая степень концентрации, а значит, и монополизации производства. Напротив, те сферы экономики, которые могут быть освоены малым бизнесом, в России развиваются недостаточно. В обмен на доходы от экспорта сырья страна импортирует более половины потребляемых в стране промышленных товаров и продуктов питания, перешагнув по многим позициям порог экономической безопасности. Переключение спроса с отечественных товаров на импортные ограничивает финансовые ресурсы, необходимые для развития российской промышленности и сельского хозяйства. В такой ситуации уменьшаются возможности функционирования малого и среднего бизнеса.

Мелкие и средние предприятия по разным причинам отличаются неустойчивыми экономическими результатами деятельности. Особенно это относится к сельскохозяйственным предприятиям. Их непростое положение объясняется нехваткой оборотных средств (поскольку затраты производятся круглый год, а выручка от продажи продукции поступает в основном осенью), разрывом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, влиянием на урожай погоды и чрезвычайных ситуаций, колебаниями цен в зависимости от урожая, отсутствием эффективной системы обслуживания и другими причинами.

В развитых странах малый бизнес, как уже было отмечено в ходе исследования, пользуется разнообразной поддержкой со стороны государства. В нашей стране до последнего времени интересы индивидуальных собственников и предпринимателей были представлены и защищены слабо. Не складывались и необходимые предпосылки для развития кооперации, хотя роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в аграрном секторе достаточно высока. Она состоит в обеспечении условий для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение, в способствовании формированию интегрированных структур, так как объединяет индивидуальных и ассоциированных сельхозтоваропроизводителей. Значительна ее социальная функция, которая реализуется через создание рабочих мест, обеспечение гарантированного уровня доходов. Расширение кооперативной деятельности происходит в форме развития сбытоснабженческой, кредитной и иных видов кооперации. Тем самым обеспечивается защита сельхозтоваропроизводителей от монопольных структур, предоставление сельским жителям возможности покупки качественных и относительно дешевых товаров и разнообразных услуг.

Таким образом, сельскохозяйственная потребительская кооперация выступает как один из стабилизаторов рыночной экономики, поддерживает социальное равновесие в обществе, служит основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства. Поэтому необходимость потребительской кооперации в развитии аграрной сферы состоит в том, что она представляет собой альтернативную форму организации аграрной сферы экономики, действующей одновременно в интересах производителей и потребителей, плодами которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства. Более того, потребительская кооперация выполняет часть функций государства, например, обеспечивает социальную защиту населения, поэтому она вправе рассчитывать на государственную поддержку в своей социально-экономической деятельности. К тому же потребительская кооперация выступает как форма самоорганизации населения, основанной на принципах взаимной поддержки, коллективистского начала, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Можно сказать, что кооперативная форма в наибольшей степени соответствует менталитету сельского жителя, сложившемуся хозяйственному укладу и традициям.

Система сельскохозяйственной потребительской кооперации выступает как надежный партнер для реального сотрудничества с агропромышленным комплексом по решению различных проблем, среди которых наиболее насущными являются вопросы развития национальных и местных рынков, прежде всего сельского. Потребительская кооперация может активно включаться в процесс денатурализации доходов сельского населения через систему заготовок, встречной продажи товаров, комиссионной продажи, переработки сырья на давальческих основах. При этом основными задачами, которые способна решать сельскохозяйственная потребительская кооперация в агропромышленном комплексе, являются следующие:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения товарами членов потребительских кооперативов;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских кооперативов производственных и непроизводственных услуг;

- совершенствование переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, доведения ее до потребителя;

- сотрудничество с крупными сельскохозяйственными предприятиями в составе АПК, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.

Одним из важнейших условий успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов при активной поддержке государства.

Коренным образом отношение к использованию в нашей стране потенциала сельскохозяйственной потребительской кооперации изменилось с разработкой приоритетных национальных проектов, реализация которых началась в России в 2006 году, и государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

Одним из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» в агропромышленном комплексе с привлечением средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Главной целью проекта является увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса. В соответствии с сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по данному направлению, разработана «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов», которая является рамочным документом, определяющим основные направления и механизмы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и используется при реализации национального проекта, разработке комплексных целевых федеральных и региональных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, совершенствовании федерального и регионального законодательства по стимулированию кооперативного движения.

Концепция содержит положения, характеризующие экономическую сущность, принципы деятельности и функциональную структуру сельскохозяйственных потребительских кооперативов; оценку уровня их развития в России (масштабы, основные препятствия и риски); рекомендации по формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, государственному регулированию и поддержке кооперативной деятельности (совершенствование правовой базы, финансово-кредитная поддержка, информационно-консультационное и методическое обеспечение, подготовка кадров, взаимодействие кооперативной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления); методические подходы к мониторингу развития кооперативов.

Концепция разработана творческим коллективом сотрудников Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Россельхозакадемии, Института государства и права РАН, Российского университета кооперации, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), представителей ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов и предназначена для представителей органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (прежде всего, органов управления АПК); ОАО «Россельхозбанк»; ОАО «Росагролизинг»; специалистов АККОР; членов крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, представителей других малых форм хозяйствования; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; преподавателей сельскохозяйственных вузов; научных сотрудников; специалистов информационно-консультационной службы АПК; представителей средств массовой информации.

Аналогично в соответствии с сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов ОАО «Россельхозбанк» разработана специальная Концепция развития.

В Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов отмечается, что за годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), личные подсобные хозяйства (ЛПХ), составляющие т.н. индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом. В стране функционирует 261,4 тыс. К(Ф)Х (общая площадь земли 19200,4 тыс. га, в среднем на хозяйство 73 га); 16,0 млн. ЛПХ (7014 тыс. га, 0,44 га); 19,3 тыс. малых сельскохозяйственных организаций (в них занято 203 тыс. работников); 14,5 млн. семей занимаются садоводством (1259 тыс. га, 0,09 га), 4,3 млн. семей – огородничеством (408 тыс. га, 0,10 га) [28].

Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, малые предприятия выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций:

- играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональных и локальных продовольственных рынках;

- играют важную роль в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения;

- способствуют сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны;

- играют значительную роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим;

- вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности.

Концепцией сформулирована идея о том, что в перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворении рекреационных потребностей; обеспечении социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства. Особенно возрастет роль индивидуально-семейных хозяйств в сельских административных районах с низкой плотностью населения; часть крупных крестьянских (фермерских) хозяйств станет выполнять селообразующие функции.

В тоже время в Концепции подчеркивается, что крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:

- недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;

- дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;

- недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;

- поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;

- трудности ведения производства в случае болезни и/или временной нетрудоспособности членов К(Ф)Х и ЛПХ, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;

- проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);

- недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.

Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы могут лишь крупные (фермерские) хозяйства и часть малых сельскохозяйственных предприятий. Решение проблем возможно при успешном развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Но сельскохозяйственная потребительская кооперация не получила необходимого развития по следующим причинам:

- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства (слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, большой диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК и др.);

- недооценка в процессе экономических реформ и политики приватизации 90-х гг. кооперативных форм хозяйственной деятельности и, напротив, неоправданное предпочтительное отношение к развитию акционерного капитала, что обусловило переход предприятий III сферы АПК (перерабатывающих, снабженческих, торговых, обслуживающих) в руки частных акционерных компаний и слабое участие в их приватизации сельскохозяйственных товаропроизводителей, что практически исключило создание на их базе потребительских кооперативов;

- ускоренное развитие за счет иностранных инвестиций (в результате резкой либерализации внешней торговали) акционерных компаний, специализирующихся на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции, ныне подминающих под себя российских сельхозпроизводителей. Они относятся к ним как к сырьевому придатку и противодействуют формированию государственной политики поддержки потребительской кооперации;

- незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в значительной территориальной рассредоточенности К(Ф)Х (отсутствие достаточной (критической) массы К(Ф)Х близкой специализации в границах сельских муниципалитетов и административных районов), их дифференциации, снижении товарности ЛПХ; психологическая неготовность крестьян к кооперированию, их опасение очередной коллективизации; завышенная уверенность многих фермеров в самостоятельном успешном выходе на рынки продовольствия и ресурсов;

- слабый уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- отсутствие федеральных целевых программ по поддержке сельскохозяйственной кооперации;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения;

- отсутствие в России системы кооперативного образования, разветвленной сети информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и работать в них;

- недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;

- конкуренция и противодействие созданию кооперативных структур со стороны акционерных предприятий агробизнеса, частных предпринимателей и посредников.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» планируется устранить большинство из названных причин, в связи с чем проводится серьезная работа по их преодолению.

В целях стимулирования развития сельскохозяйственных кооперативов целесообразно, во-первых, принять меры по укреплению правового статуса и совершенствованию регулирования хозяйственной деятельности потенциальных кооператоров – К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования; во-вторых, улучшить правовую базу формирования и функционирования самих кооперативов.

Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов включает:

- финансовую помощь вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.);

- предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов и субсидий в размере до 50 % затрат на строительство и ремонт производственных и складских помещений, приобретение оборудования, транспортных средств и др.;

- выделение кредитов всем кооперативам на пополнение оборотных средств.

Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» предусмотрено финансирование развития сети снабженческо-сбытовых кооперативов (предполагалось, что в 2006 г. их будет создано 400, в 2007 г. – 600), кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции (в 2006 г. их будет создано 600, в 2007 г. – 400), кредитных кооперативов (в 2006 г. их будет создано 600, в 2007 г. – 400). На эти цели из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» было выделено в 2006 г. 3,6 млрд. руб., в 2007 г. – 4,5 млрд. руб. За счет выделяемых средств ОАО «Россельхозбанк» с участием Минсельхоза России и АККОР следует создать Федеральный фонд кредитных гарантий для сельскохозяйственных потребительских кооперативов [29]. Аналогичные фонды целесообразно создать в субъектах Российской Федерации.

Одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются меры по обеспечению доступа К(Ф)Х, ЛПХ, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации. Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую систему с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями, и консультационное, и информационное обслуживание их работников и членов кооперативов целесообразно осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Создавать отдельные информационно-консультационные центры только для кооператоров нецелесообразно. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы.

Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в конечном итоге, должна представлять собой совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях объединенных на национальном уровне, с одной стороны, в единый союз, а с другой – в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с зарубежными кооперативными организациями и их объединениями (союзами) и успешно конкурировать с холдингами и другими объединениями крупного бизнеса.

Стратегия развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает поэтапное формирование многоуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями: создание кооперативов первого, второго и третьего уровня.

На рисунках 1-3 наглядно представлены перспективы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Современные направления теоретико-методического и практического обеспечения создания и деятельности сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов - student2.ru

Рисунок 1.- Модель системы сельскохозяйственной потребительской кооперации страны[2]

Современные направления теоретико-методического и практического обеспечения создания и деятельности сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов - student2.ru

Рисунок 2.- Общая схема софинансирования мероприятий по развитию системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации[3]

Современные направления теоретико-методического и практического обеспечения создания и деятельности сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов - student2.ru

Рисунок 3. - Система сельскохозяйственной кредитной потребительской

кооперации в России и перспективы ее дальнейшего развития[4]

В Концепции приведены целевые индикаторы и показатели, которых необходимо достигнуть в ходе реализации (таблица 2).

Таблица 2- Целевые индикаторы и показатели реализации концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов[5]

Показатель 2004 г. 2007 г.
Производство валовой продукции, млрд. руб. 777,4
Прирост продукции к исходному:    
+/-, млрд. руб. х 51,2
% х
Реализовано сельскохозяйственной продукции, млрд. руб. 117,3 124,3
Прирост продукции к исходному:    
+/-, млрд. руб. х
% х
Уровень товарности, %

Данные проведенного в ходе исследования анализа свидетельствуют о том, что целевые показатели, предусмотренные по всем трем направлениям национального проекта «Развитие АПК», выполнены. По направлению «Ускоренное развитие животноводства» наибольшая прибавка получена в Белгородской (86 %), Липецкой (41 %), Пензенской (39 %) областях. Объемы производства скота и птицы существенно увеличили 69 субъектов РФ.

Общий объем привлеченных кредитов составил в 2008 году 615 млрд. рублей и вырос по сравнению с 2005 годом в 3 раза, объем инвестиционных кредитов увеличился за этот период почти в 10 раз.

Рост объема реализации товарной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, в рамках направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» превысил целевой показатель. Личным подсобным, фермерским хозяйствам и потребительским кооперативам выдано 445 тыс. кредитов на сумму 87 млрд. руб., в течение двух лет создано 3 тыс. 700 кооперативов (145 % к плановому показателю), в том числе 1090 кредитных, 720 перерабатывающих и 1890 – снабженческо-сбытовых. Прирост объема реализации продукции за 2007 год в расчете на один кооператив составил более 20 %. Лидирующие позиции по созданию кооперативов занимают Республики Мордовия и Чувашия, Красноярский край, Белгородская, Калужская, Новосибирская и Оренбургская области. Данные, представленные в приведенных ниже таблицах 3 – 6, наглядно свидетельствуют о положительной динамике развития [132].

Таблица 3. - Информация о создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК»[6]

  Предусм. нац-проектом за 2 года Фактически создано за 2006-2007 гг. (по данным субъектов) Приступили к деятельности, в % (по данным бухгалтерских отчетов за 2007 год) Справочно: создано кооперативов за 2006 год
в % к общему числу ед.
Сельскохозяйственные потребительские коопе-ративы всех видов, ед. 2 550 3 840 56,7% 2 178 2 138
В том числе
кредитные 1 000 1 150 68,1%
перерабатывающие 44,9%
заготовительные и снабженческо-сбытовые 1 000 1 950 54,5% 1 063

Таблица 4.- Кредитование ОАО «Россельхозбанк» малых форм хозяйствования на селе в 2008 году[7]

  За январь 2008 года За февраль 2008 года За март 2008 года Всего за 3 месяца 2008 года За аналогичный период 2007 года
кол-во, ед. сумма, млн. руб. кол-во, ед. сумма, млн. руб. кол-во, ед. сумма, млн. руб. кол- во, ед. сумма, млн. руб. кол-во, ед. сумма, млн. руб.
ЛПХ
КФХ
СПоК (без кредитных)
ИТОГО
Средний объем выданного кредита х 0,209 х 0,238 х 0,252 х 0,237 х 0,208
Справочно: СКПК

Таблица 5.- Информация о кредитовании в 2008 году малых форм хозяйствования на селе в рамках Государственной программы (по данным банков)[8]

  Выдано ОАО «Россельхозбанк» на 21.04.08 Выдано Сбербанком России на 01.04.08 Выдано прочими банками и кредитными кооперативами на 01.04.08 Итого Период 2007 года (РСХБ, СБ РФ, прочие банки и кред.кооп. на 01.04.07)
Личным подсобным хозяйствам, млн. руб. 5 304,0 1 630,1 370,0 7 304,1 7 928,7
Кол-во договоров 32 159 9 304 3 729 45 192 59 526
Крестьянским (фермерским) хозяйствам, млн. руб. 2 812,0 2 159,3 352,4 5 323,7 4 582,9
Кол-во договоров 2 126 3 753 3 838
Сельскохозяйственным потребительским кооперативам (без кредитных), млн. руб. 737,0 75,3 48,7 861,0 517,3
Кол-во договоров
Всего МФ, млн. руб. 8 853,0 3 864,7 771,1 13 488,8 13 028,9
Кол-во договоров 34 432 10 328 4 391 49 151 63 483
Удельный вес банков в общей сумме выданных кредитов 65,6% 28,7% 5,7% х х

Таблица 6 - Показатели деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов по данным бухгалтерской отчетности[9]

  За 2006 год За 2007 год Темп роста (2007 г. к 2006 г.)
Объем предоставленных займов кредитными кооперативами, млн. руб., всего 3 639,8 6 518,2 1,79
Количество предоставленных займов, ед. 46 679 77 119 1,65
Выручка от оказания услуг, млн. руб. 1 581,8 6 652,0 4,21
Выручка в среднем на один кооператив, млн. руб. 1,818 2,654 1,460
Получено взносов от членов кооперативов, млн. руб. 917,7 1 292,7 1,41

Дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в АПК, по информации Министерства сельского хозяйства РФ, предполагает следующие направления:

- обобщение и распространение опыта кооперации и некооперативных форм взаимодействия ЛПХ и КФХ с сельскохозяйственными организациями;

- государственная поддержка альтернативной (несельскохозяйственной) деятельности:

- сфера услуг;

- агротуризм;

- народные промыслы и ремесла;

- переработка дикорастущего сырья;

- производство местных стройматериалов и сельское строительство;

- разработка отраслевой программы по повышению эффективности малых форм хозяйствования на селе [132].

Наши рекомендации