Французская модель организации сельского туризма
Во Франции к началу семидесятых годов ХХ в., ввиду того, что сельское хозяйство страны было более не в состоянии поддерживать систему расселения, сложившуюся в прошлом, стали предприниматься попытки восстановить баланс между городскими и сельскими территориями. Одним из способов решения проблемы стало использование альтернативных видов деятельности в сельской местности (в т. ч. сельского туризма). В частности, в 1971 г. образована ассоциация «Туризм в сельской местности», координировавшая организацию сельского туризма в национальном масштабе. В последующие годы внимание к сельскому туризму усилилось непосредственно из-за требований рынка. В 1986 г. 8 миллионов французов (примерно 1/4 часть всех отдыхающих) предпочли отдых в сельской местности, а в 1987 г. так отдыхали уже 9,2 миллиона французов и 5,2 миллиона иностранцев (из них: 27 % немцев, 25 % англичан, 25 % бельгийцев, 14 % голландцев и 9 % представителей иных стран).[28]
Во Франции представлено множество вариаций сельского туризма. Для юга Франции характерно сочетание сельского и купально-пляжного туризма. Так, в сельских населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне, строятся целые коттеджные поселки для туристов.
Если обратиться к агротуризму, то во Франции он сильно тяготеет к садоводческим и виноградарским предприятиям. Проживание в домах фермеров гораздо менее популярно, чем, например, в Германии. Поэтому основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Французы предпочитают самостоятельно готовить себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.
Франция занимает видное место по уровню развития гастрономического и винного туризма. Гастрономический туризм подразумевает туристские поездки в целях знакомства с кухней того или иного региона. В этом случае туристы-гурманы останавливаются на фермах, предлагающих полный пансион.
Винный туризм является «лицом» французского сельского туризма. За этим названием скрывается множество туристских занятий: дегустация вин и шампанских; посещение нескольких винодельческих хозяйств, производящих одноименные сорта вин; изучение технологического процесса виноделия на любительском и профессиональном уровнях; ознакомление с правилами подачи вина к столу и сочетаемости его с гастрономическими блюдами; коллекционирование марочных вин.
Сочетание сельского и познавательного туризма также характерно для Франции. Многие крестьянские хозяйства, расположенные в долине реки Луары, охотно размещают туристов, желающих совместить отдых в сельской местности с доскональным осмотром знаменитых замков. В альпийской Франции, разумеется, одной из основных мотиваций сельского отдыха является спортивный туризм (прогулки по горным тропам, альпинизм, горнолыжный туризм).[29]
В странах Восточной Европы (Польша, Болгария, Литва, Латвия) и бывших респуб- ликах СССР (Белоруссия, Украина) сельский туризм также получил большое развитие. В этих странах в сельском туризме увидели вид деятельности, который сможет помочь сельскохозяйственному сектору решить культурные, социальные и экономические проблемы. В связи с этим 4 сентября 1998 г. в городе Браслав (Беларусь) были подписаны документы о создании еврорегиона «Озерный Край». На национальных уровнях принято специальное законодательство, стимулирующее развитие сферы туризма. Так, в Литве большим стимулом к развитию сельского туризма стало предоставление налоговых льгот, а закон «О туризме» в Республике Беларусь (1999 г.) определяет отрасль туризма как наиболее приоритетную. Следует отметить, что ключевой особенностью развития сельского туризма в Европе является реализация программ государственной и наднациональной (на уровне ЕС) поддержки – политической, финансовой, правовой, организационной. В европейской практике сельский туризм стал компонентом крупной социально-экономической программы по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг. Ее задачей было дать импульс развитию аграрных регионов и их населения путем организации нового сектора местной экономики. При этом ставилась цель предотвратить безработицу, миграцию, падение жизненного уровня населения и другие негативные явления, ведущие к деградации сельской местности.[30]
В Нидерландах продукт сельского туризма включает размещение на ферме и дополнительные услуги: походы, велогонки или занятия конным спортом.
В Литве базовыми единицами агротуризма являются сельские коттеджи, которые позволяют разместить до 8 человек в отдельных двухместных комнатах. Они идеально упорядоченные, в том числе и за прилегающими территориями, а это позволяет туристу получить полный гостиничный сервис, но при этом чувствовать домашний уют, в связи с чем отдых становится особенно привлекательным.
Интересен пример Португалии и других стран ЕС, где популярен так называемый «гастрономический» туризм, когда потребителю предлагаются традиционные национальные продукты, в основном крестьянской кухни. Технология производства и сами продукты «защищены», сертифицированы в системе специальных стандартов Европейского Союза.
Следовательно, зарубежный опыт развития сельского туризма имеет несколько моделей развития, преследующих разные цели, ориентированных на разные задачи и учитывающие национальный колорит и экономическую политику различных стран, которые можно классифицировать следующим образом:[31]
а) развитие сельского туризма на базе малого семейного гостиничного хозяйства и существующих туристских ресурсов местности без существенного изменения социокультурной среды территории;
б) строительство крупных и средних частных туристских объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных «исторических или национальных деревень», культурно-этнографических центров, дворянских или купеческих усадьб и т. п.;
в) создание государственных (или, реже, частных) сельскохозяйственных парков.