Французская модель менеджмента

Экономика Франции

Франция — крупнейшее государство Западной Европы по размерам территории (около 550 тыс. км2) и седьмая страна мира по совокупной величине ВВП (почти $2 трлн. по паритету покупательной способности в 2006 г.). Население Франции —. 61 млн. человек (июль 2007 г.). Подавляющее большинство населения — францу­зы, но иностранные граждане и члены их семей составляют 4 млн. человек, а еще 12 млн. французов являются прямыми потомками выходцев из-за рубежа.

Основные природные ресурсы — это железные руды, каменный уголь, бокси­ты, природный газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. Тем не менее страна является нетто-импортером сырьевых и топливных ресурсов. Для Фран­ции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного спорта и альпинизма. Богатая история и культурное наследие Франции делают ее самой посещаемой страной мира для иностранных туристов, а столица государства Париж - это, по выражению Э. Хемингуэя, «праздник, который всегда с тобой».

Еще в XVIII в., в период Великой французской революции, принципами соци­ального развития французского общества стали идеи свободы, равенства и брат­ства (liberte, egalite, fraternite). He растратив за две с лишним сотни лет дух социа­лизма и коммунизма, Франция благодаря своей очень сильной системе социальных гарантий и государственной защите завоеваний трудящихся по праву претендует на звание самой социалистической из развитых стран мира. Государство благоден­ствия, государство-защитник (l'Etat providence, l'Etat protecteur) обеспечивает соци­альную стабильность и равномерное распределение доходов в обществе, гарантируя при этом гражданские свободы и лояльное отношение к профсоюзам трудящихся, ставшим настоящим «братством» рабочих и служащих.

Современному французскому обществу присущи такие черты, как:

• дух классовой борьбы, традиционная неприязнь к ценностям капиталисти­ческого общества;

• поддержка левых политических сил, партий, борющихся за расширение социальных завоеваний трудящихся;

• синдикализм рабочих и служащих, очень большой авторитет профсоюз

• космополитизм, делающий Францию одним из мировых центров иммиграции с соответствующей культурной средой (характерным мини-срезом французского общества является национальная футбольная сборная, среди игроков которой можно найти представителей как белой расы, так и выходце

Северной Африки или Центральной Америки, а также представителей армянской диаспоры).

Космополитичная Франция вместе с тем не забывает о своей национальной иден­тичности, при этом поддерживая также и другие франкофонные страны и регионы мира. Борьба за чистоту французского языка, свою культуру и традиции, огром­ное политическое влияние во франкофонном мире — все это делает Францию своеобразным самостоятельным островом среди океана англосаксонизма в американоцентричном мире. В вопросах внешней политики Франция всегда претен­довала на роль независимого полюса мировой системы, способного порой даже противостоять интересам США. Право на такую позицию дают Франции не толь­ко ее культура и экономический потенциал, но и военная сила: страна обладает ядерным оружием, является одной из ведущих военно-воздушных, военно-мор­ских и космических держав мира. Несмотря на натиск американизированной поп-культуры и голливудского кинематографа, которым в условиях информацион­ной и культурной глобализации трудно противопоставить конкурентоспособные альтернативы, Франция тем не менее предлагает свои собственные достаточно качественные продукты в сфере кино и музыки (в отличие от американских фран­цузская песенная культура и кинематограф представляются более лиричными и содержательными), театра и изобразительного искусства. Проигрывая США в качестве высшего образования в области естественных и прикладных наук, Франция традиционно сильна в мировом научном мире в разделе наук гумани­тарного направления (история, философия, социология и политология).

Франция была одним из основоположников процесса европейской интегра­ции. Причем успехи интеграции в Европе не в последнюю очередь были связаны с франкофильством первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, который поддер­жал французскую инициативу по созданию Европейского экономического сооб­щества, а впоследствии сам стремился закрепить дружественные отношения меж­ду Западной Германией и Францией. На территории Франции находится одна из столиц Европейского союза — Страсбург, в котором расположены Совет Европы и Европейский парламент. Многочисленные международные организации рас­положены и в столице Франции, в частности штаб-квартира ОЭСР.

По своему политическому устройству Франция отличается от других стран ЕC. Она является унитарным государством, президентской республикой. Фактически же это настоящая президентская монархия с характерной «жесткой верти­калью власти». Уникальность политической системы Франции в Европейском союзе заключается в том, что это единственная из 25 стран, в которой роли главы

государства и главы исполнительной власти соединены в одном человеке — пре­зиденте Французской Республики.

Президент Франции является главным менеджером страны, так называемым шефом государства (chef d'Etat), а также шефом армии (chef d'armee), единолично способным, согласно Конституции, объявлять войну и подписывать мир. Он главный координатор внешней политики и председатель в Совете министров.

Французские министры являются не более чем исполнителями указаний президента,а премьер-министр Франции обязан беспрекословно подчиняться воле шефа государства. Главное отличие Франции от других ведущих стран мира относительно

сферы разграничения полномочий главных должностных лиц страны и законо­дательных органов заключается в том, что во Франции центр власти — это прези­дент, в то время как в США или, скажем, Германии полномочия первого лица страны серьезно ограничены парламентом. Диктаторские, по сути дела, полномо­чия главы государства вызывают все большие сомнения во французском обще­стве. Персонификация власти и президентский абсолютизм серьезно критикуют­ся разными политическими силами страны.

Другой важной особенностью Франции как унитарного государства является централизация ее финансовой и экономической системы. Единственным цент­ром принятия как макроэкономических решений, так и решений, на основе кото­рых развиваются регионы страны, является Париж (в свою очередь, в Париже центром таких решений является Елисейский дворец — официальная резиден­ция президента Французской Республики). Таким образом, Франция управляет­ся из столицы, ее регионы ограничены в экономических свободах. Совсем по-ино­му обстоят дела в США или Германии, где власть Вашингтона или Берлина над субъектами федерации — соответственно штатами и землями — преимуществен­но номинальная и региональные органы управления сами принимают компетент­ные экономические решения.

Очевидно, что Франции необходимы изменения в политической системе, преж­де всего в системе государственного устройства, без которых невозможно прово­дить эффективные экономические преобразования. Те проблемы, которые стоят перед экономикой Франции в условиях глобализации и развития процесса евро­пейской экономической интеграции, едва ли возможно комплексно решить при сложившейся политической системе. Политическая и экономическая децент­рализация, передача полномочий регионам, расширение функций законодатель­ной власти — вот те задачи, которые предстоит решать Франции в ближайшем будущем.

Наши рекомендации