Российская практика развития сельского туризма

В последние годы данный вид туризма стал активно развиваться и в России, а именно Алтайском крае, Калининградской, Ленинградской и Псковской областях, Краснодарском крае, республике Башкортостан, реализуется ряд проектов по сельскому туризму. Например, «Дорога к дому» (Ленинградская область), «Зеленый дом» (Горный Алтай) и др. Развитие сельского туризма между Москвой и Санкт-Петербургом чрезвычайно перспективно. Наличие большого числа покинутых и разрушенных деревень говорит о большой инвестиционной привлекательности региона, ведь эти земли так и остались поселковыми и в них значительно проще разместить этнографические деревни – гостевые комплексы. (Мальцева)

В Алтайском крае разработан целый сайт, посвященный сельскому туризму в Алтае - http://www.selo22.ru/. На сайте удобная навигация.

Разделы сайта:

· Для туристов. Здесь представлен каталог усадеб, из которых турист может выбрать наиболее подходящий ему вариант. Имеются фотографии усадьбы, ее описание и стоимость. Также в этом разделе представлены регионы края, описаны места, которые турист может посетить. Есть достаточное количество фотографий и видео об Алтайском крае и его местах.

· Для усадеб. В этом разделе представлены рекомендации для владельцев гостевых домов, различные публикации по туризму.

Также на сайте отображаются новости сайта, можно оставить свой отзыв об отдыхе.

В Ачинске разработан сельский тур, в котором туристам предлагают посетить мараловодческую ферму. Они увидят, как разводят маралов, смогут их покормить. Так же у них будет возможность погулять на свежем воздухе, воспользоваться услугами хозяев для поездки на рыбалку, за грибами, возможность подоить корову или самому истопить баньку.

В Ярославской области есть целые деревни, в которых все желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Питера в Москву. По своей популярности этот туристический объект может конкурировать с национальными музеями. Жители Углича активно создают различные частные музеи – кукол, водки, чайников – список предметов показа весьма разнообразен и количество таких музеев в городе уже более 30.

В Тамбовской области постановлением администрации от 23.12.2010 № 1521 принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы», мероприятия которой направлены на укрепление положительного имиджа области как региона, благоприятного для туризма, и увеличение конкурентоспособности туристского продукта области. В Инжавинском районе в селе Карандеевка открылся туристический комплекс «Русская деревня», который имеет уникальную возможность сочетать различные виды туризма.

В Тамбовской области открылись сельские гостевые дома «Медовые просторы» (поселок Ивановка Жердевского района), ООО «Сосновка» (в лесном массиве р. п. Сосновка), сельский гостевой дом (г. Моршанск), фермерское хозяйство Богомоловых в селе Н. Спасском Рассказовского района др.

Сибирь также является весьма привлекательным регионом в плане развития сельского туризма. Разнообразная местность: таежные леса горные массивы, обширные степи, богатство растительного и животного мира – все вместе создает благоприятные условия для развития сельского, аграрного, экологического, этнографического туризма. В совокупности с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями, ремеслами, пешими, конными прогулками, оздоровительными мероприятиями (бани, фитотерапия), рыбалка, общение с домашними животными, все это создает неповторимый колорит Сибири как аграрного региона. Сельский туризм является комплексным стимулом развития как сельской местности, так и экономики региона в целом и способствует: [36]

· созданию позитивного образа Сибири, делая ее привлекательной не только для туризма, но и для инвестиций в другие сферы деятельности;

· увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

· обеспеченности занятости населения;

· повышению образовательного и культурного уровня населения.

В настоящее время можно выделить следующие направления развития сельского туризма в российских регионах: создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности; активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах; создание сельских туристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов; создание условий для ознакомления с природным потенциалом региона, активного отдыха на природе; организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе групп, специализированных по интересам; фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях.[37]

В 2011 г. Российскую Федерацию посетили 22,7 иностранных граждан. Из них 18% прибыли с туристскими целями. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации, Российская Федерация при раз­витии туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов.

В настоящее время сельский туризм активно развивается в Алтайском крае, Калининградской, Ленинградской и Псковской областях, Краснодарском крае, Башкирии.[38]

Целевыми сегментами рынка агротуризма могут выступать две категории людей. К первой категории относятся потребители, которым инте­ресен данный вид отдыха ввиду его уникальности и особенности. Их увлекает идея знакомства с местной жизнью, культурными и гастрономическими традициями, идеи ухода за животными, катания на лошадях, общения с населением. Для данных людей является привлекательной возможность совершать поездки в близлежащие города для осмотра достопримечательностей и развлечений. Среди этой группы могут встречаться:

· деловые люди, уставшие от суеты города и желающие провести время на природе;

· семейные люди с детьми, которых интересует здоровое питание для себя и детей, спокойная обстановка;

· любознательные потребители, интересующиеся модными тенденциями, «экотечением», мобильные люди.

Ко второму сегменту относятся люди, стремящиеся к полному уединению, не стремящиеся к поездкам в города с посещением музеев. В основном это люди старше 40 лет, которым необходим покой ввиду их характера, менталитета. Но это немногочисленный сегмент, представляющий для компании меньший интерес; и все же ему стоит уделять внимание, так как он дает дополнительные возмож­ности для повышения спроса услуги.

Таким образом, каждый из перечисленных сегментов может увидеть в пред­лагаемой услуге те характеристики продукта, которые могут удовлетворить его потребности. Поэтому при понимании нужд и мотивов потребителей и грамотном использовании их при позиционировании услуги можно достичь хороших резуль­татов.

Но существуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер. Для решения необходим новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе. Максимального эффекта от сельского туризма можно добиться, только если он будет развиваться не спонтанно, а в рамках какой-либо программы федерального, межрегионального или регионального значения. В противном случае локальные проекты в сфере сельского туризма в современных условиях недостатка финансовых ресурсов обречены на медленное и неэффективное существование. Кроме того, для нашей страны более логичным представляется подход, в рамках которого будет сочетаться развитие и самого сельскохозяйственного производства, и сельского туризма.

Компания, решившая выйти на российский рынок с такой новой услугой, как агротуризм, должна четко дифференцировать себя и предлагать потребителям узкоспециализированный продукт, следовательно, оптимальным вариантом будет открытие новой компании.[39]

Сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села в России, который будет способствовать:[40]

− развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории;

− обеспечению занятости и уровня доходов сельского населения;

− диверсификации сельской экономики;

− остановке миграции сельского населения в города;

− снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду (путем переключения туристских потоков с прибрежных на сельские районы).

На рис. 4 представлена концепция организации развития агротуризма в России. При рациональном и эффективном использовании сельскохозяйственных ресурсов и при единовременном развитии природно-туристских комплексов и местной инфраструктуры, массовой информационной поддержки въездного и выездного туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных высококвалифицированных кадров в совокупности смогут, обеспечить повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в средней и долгосрочной перспективе.

Повышение уровня соц-экономического развития сельской местности
Развитие агротуризма в РФ
Сближение сельских территорий и крупных центров
Удовлетворение спроса на недорогой отдых
Сокращение оттока жителей из села
Повышение уровня развития организованного внутреннего туризма
Преимущества 1.Перевод незанятых трудовых ресурсов аграрного сектора экономики в альтернативный сектор туристических услуг и создание новых рабочих мест на селе 2.Рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей 3.Улучшение благоустройства усадеб и сел, развитие инфрастурктуры 4.Развитие малого предпринимательства на селе 5.Повышение культурного уровня сельского населения 6.Расширение ассортимента продукции приусадебных хозяйств 7.Сокращение миграции сельской молодежи в город 8.Доп. поступления в местные бюджеты 9.Повышение занятости сельского населения
Проблемы 1.Отсутствие общенациональной концепции по развитию аграрного туризма 2.Отсутствие внятно сформулированной гос политики по аграрному праву и, как следствие, системы нормативно правовых документов для обеспечения этого вида деятельности 3.Отсутствие специального федерального законодательства, регулирующего деятельность в области аграрного туризма в РФ 4.Отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания туристов 5.Низкий уровень жизни сельского населения и, как следствие, отсутствие комфортных и качественных условий для проживания туристов 6.Не всегда есть возможность обеспечения безопасности туристов 7.Ограниченность или отсутствие внешних коммуникаций в сельской местности 8.Плохая транспортная доступность в ряде регионов привлекательных для туристов  
Необходимые аспекты 1.Наличие мест размещения 2.Наличие сельхозпроизводства 3.Возможность организации питания 4.Экскурсионное обслуживание 5.Кадровое обеспечение 6.Возможность заниматься активными видами отдыха и спортом 7.Желание сельских жителей заниматься данным видом бизнеса 8.Обеспечение безопасности 9.Доступность медицинского обслуживания 10. Финансовая поддержка на первоначальном этапе 11. Экологическая обстановка 12. Транспортная доступность    
Формирование нового комплексного туристского продукта, который бы способствовал устойчивому развитию сельских территорий, развитию внутреннего и въездного туризма
Социально-экономический эффект

Рисунок 4 – Концептуальные основы организации развития агротуризма в России[41]

Следовательно, агротуризм может стать одним из перспективных направлений развития туризма и стимулом развития сельского хозяйства в регионах России.

Наши рекомендации