Перспективы развития туризма. Направления развития сельского туризма

Туризм является заметным источником налоговых поступлений многих стран мира, формируя более 11% мирового ВВП. Доля ту­ризма в валовом национальном продукте для трети стран составляет основную статью бюд­жета, а в 80-ти странах поступления от него входят в пятерку бюджетоформирующих ста­тей.

По оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям, доля доходов от туризма в 2007 году в ВВП России с учетом мультипли­кативного эффекта составила 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристской индустрии Рос­сии составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом приросте в 8,2%.[15]

Объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников быстро растет на протяжении последних десяти лет. В 2012 году его объем увеличился на 149 млрд рублей, рост составил 14% (рис. 2). При сохранении таких темпов роста в 2013 году рынок туруслуг достигнет 1,35 трлн. руб.

Перспективы развития туризма. Направления развития сельского туризма - student2.ru Рисунок 2 – Объем рынка туризма РФ, трлн. рублей[16]

Доля сельского туризма на сегодняшний день невелика, всего 2%. Можно выделить следующие проблемы в отрасли: низкий уровень развития туристической инфраструктуры, отсутствие готовых инвестиционных площадок и долгосрочных кредитных инструментов, высокие тарифы на пассажироперевозки и дефицит квалифицированных кадров. Также имеет место быть отсутствие в ряде регионов проектов по развитию сельского туризма.[17]

Таблица 3 - Сведения о деятельности баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха

Российская Федерация 2012 г.
Число баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха (кроме турбаз), единиц Численность размещенных лиц в них, человек
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай
Окончание таблицы 3 - Сведения о деятельности баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область

Таблица составлена на основе сайта Федерального агентства по туризму Министерства культуры. [18]

Сегодня большинство экономистов при­знают в качестве наиболее эффективного пути развития различных секторов экономики региона использование кластерного подхода. Этот подход наиболее заманчив для повышения эффективности туристской деятельности, по­скольку для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и произ­водств, технологически не связанных между собой.

Пример стратегических целей при формировании туристского кластера в Приморском крае пред­ставлен на рисунке 3.

Возрождение лечебно-оздоровительных учреждений
Освоение новых тур территорий и центров
Повышение уровня личной безопасности
Создание условий для массового туризма
Развитие новых тур направлений
Повышение качества жизни
Восстановление заповедных и парковых зон
Строительство уникальных туристических объектов
Создание морского туризма
Развитие туристской инфраструктуры
Развитие индустрии развлечений и игорного бизнеса
Повышение соотношения цена/качество
Рекламно-информационное продвижение территориального туристского продукта
Разработка системы экологических проектов
Задачи стратегического планирования
Рациональное использование природных ресурсов
Повышение доли въездного туризма
Повышение уровня экол. безопасности
Снижение влияния сезонной компоненты
Формирование современного эффективного и конкурентоспособного туристского рынка  
Рисунок 3 – Стратегические цели при построении туристского кластера

Формирование туркластера может стать источником и мультипликатором экономического роста региона за счет развития сопутствующих отраслей. Стратегия построения рекреационного кластера должна определить генеральное направление на противостояние международной конкурен­ции, в первую очередь, соседствующему Ки­таю, а также на восстановление и поддержание спроса на внутренний туризм, что означает создание новых видов туризма: экологического, делового, инсентив, круизинга и т.п.[19]

Для создания комплексной стратегии развития сельского туризма на территории РФ можно в первом приближении определить состояние и перспективы развития данного сегмента туристского рынка. Для этой цели мной был проведён SWOT-анализ сегмента сельского туризма в РФ (табл. 4).

Таблица 4 – SWOT-анализ сельского туризма РФ

Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
1. Высокий сельскохозяйствен­ный потенциал страны. 2. Высокий природно-рекреационный потенциал. 3. Наличие культурных и исторических памятников не только федерального, но и мирового значения. 4. Наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма в сельской местности. 5. Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств   1. Низкий уровень туристской инфраструктуры в сельской местности. 2. Слабая система продвижения турпродуктов на внутреннем и международном туристских рынках. 3. Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа сель­ских регионов (отсутствие узнаваемого бренда). 4. Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития индустрии туризма. 5. Низкий уровень подготовки туристских кадров. 6. Незначительный объём инвестиций. 7. Несовершенство законодательства, связанного с вопросами выделения земельных участков для туристско-рекреационных нужд, и высокий уровень коррупции в земельных отношениях. 8. Отсутствие специальных программ поддержки для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма.
Возможности Угрозы
1. Рост доходов местного населения. 2. Создание дополнительных рабочих мест. 3. Развитие малого предпринимательства на селе. 4. Оживление объектов социальной инфраструктуры села. 5. Привлечение иностранных туристов. 6. Развитие внутреннего туризма 1. Растущая конкуренция среди туристских рынков других стран. 2. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль. 3. Снижение платёжеспособного спроса населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики. 4. Риск снижения туристского потока при дальнейшем ухудшении криминальной обстановки в стране. 5. Социально-экономическая и политическая стагнация в стране. 6. Ухудшение экологической обстановки. 7. Потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса на селе.

Из таблицы 4 видно, что проблемы развития агротуризма остры и системны. Труд­ностей намного больше, чем предпосылок для поступательного развития данного направления туристского рынка РФ. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность сель­ских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе.

Существующая система управления, законодательная база, маркетинговая система продвижения сельского турпродукта, кадровый, инвестиционный потенциал и ин­фраструктура туристической отрасли на селе не позволяют рассчитывать на активное развитие сельского туризма в России.

Для реализации имеющихся возможностей РФ в сегменте сельского туризма нужно создать необходимые условия для развития индустрии туризма. Это:

· создание законодательной базы регулирования рынка сельского туризма;

· формирование образа России как территории, привлекательной для внутрен­него и въездного сельского туризма;

· охрана памятников природы, культуры и истории в рамках областных целевых программ;

· развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях; стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг;

· разработка учебных программ для подготовки кадров для сельского туризма и сопутствующих отраслей;

· поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов на вну­треннем и международном туристских рынках;

· проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении особых социальных групп (например, школьники);

· стимулирование инвестиций в развитие внутреннего сельского туризма.

Сельский туризм в РФ может стать самоорганизующейся системой, способной решать многие запущенные социально-экономические проблемы села. Развитый сег­мент сельского туризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать:

· обеспечению занятости сельского населения (в первую очередь для молодёжи); повышению уровня доходов сельского населения;

· развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории; диверсификации сельской экономики; возрождению русской деревни;

· сбыту продукции личных подсобных хозяйств;

· остановке миграции сельского населения в города.[20]

В данной работе будет сделан акцент на сельский туризм. Также анализироваться будет и агарный туризм.


Наши рекомендации