Стратегии и тактики речевого общения.
Стратегия речевого общения — это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов.
Оправдание :- О, я ведь не в этой комнате просил; я ведь знаю; а я бы вышел куда-нибудь, где бы вы указали, потому я привык, а вот уж часа три не курил. Впрочем, как вам угодно, и, знаете, есть пословица: в чужой монастырь…
Побуждение:
– Давай-ка, Федя, песню с горя споем!
Упрек:
– Спишь, лежебок! – накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!
Комплимент:
- Благодарю вас, бесконечно благородная дама, столь же прекрасная, сколь и великодушная. Дамы и господа, следуйте доброму примеру очаровательной герцогини!..
3. Виды слушания:рефлексивный(выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование), нерефлексивный, эмпатический.
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить "говорящего", не морализируют, не критикуют, не поучают.
Нерефлексивное слушание - это словосочетание означает, что я внимательно молчу, не вмешиваюсь в речь собеседника своими словами (не комментирую, не высказываюсь). В самом крайнем случае, могу позволить себе минимальную словесную реакцию, не содержащую оценки или суждения.
РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.
Здесь слушатель вступает с говорящим в отношение обратной связи, также, впрочем, не исключающие элементы оценки или суждения. Это служит средством контроля говорящего со стороны слушающего, даёт знать возбуждённым и встревоженным людям, что их понимают, сочувствуют и хотят помочь.
Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
-Выяснение (использование уточняющих вопросов)
-Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
-Словесное отражение психологом чувств респондента
-Резюмирование
Выяснение, уточнение:
— я не понял
— повторите еще раз…
— что вы имеете в виду?
— не могли бы Вы объяснить?
Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:
— вы считаете, что…
— другими словами…
Отражение чувств:
— мне кажется, Вы чувствуете…
— понимаю, Вы сейчас разгневаны…
Резюмирование:
— и так, Вы считаете…
— Ваши слова означают…
— другими словами…
Уточнение:
- Видели? – вскричала Аглая. Я бы должна была догадаться! Это венчает все дело. Если видели, как же вы говорите, что все время счастливо прожили? Ну, не правду ли я вам сказала?
Отражение чувств:
- Я тебя понимаю, - задумчиво сказала старшая сестра, - но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает.
Резюмирование:
Слова говорящего
1. Я сыт по горло Вашими извинениями.
2. Хорошо, я извинюсь!
Что еще Вы от меня хотите?
3. Если бы я и попытался, я все равно не смог бы подготовить в тот момент другого документа.
4. Вы хотите меня проверить?
5. Я бы с ней так не обошелся!
6. Не могли бы Вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю? У меня в пятницу еще одни испытания.
7. Кажется, он все делает лучше, несмотря на то что у него нет такого опыта, как у меня.
8. Я не могу понять этих людей. Может, хватит им угождать!
9. Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за все, что я сделал для нее! 10. Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.
Полемика.
1.Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм, «сведение к абсурду», «возвратный удар», «подхват реплики», «атака вопросами», «довод к человеку», «апелляция к публике» и др.
Юмор, ирония, сарказм
В рассказе В. Шукшина «Срезал» названными приемами нередко пользовался Глеб Капустин.Вот, к примеру, как он дискутирует с супругами Журавлевыми, кандидатами наук, приехавшими погостить к своей матери:
— Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?
Кандидаты засмеялись. Глеб терпеливо ждал, когда кандидаты отсмеются.
— Можно, конечно, сделать вид, что такой проблемы нету. Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами...— Глеб иронически улыбнулся...— Но от этого проблема как таковая не перестанет существовать. Верно
— Да нет такой проблемы, — сплеча рубанул кандидат.
Теперь засмеялся Глеб. И подытожил:
— Ну, на нет и суда нет! Баба с возу — коню легче, — добавил Глеб.— Проблемы нету, а эти...— Глеб что-то показал руками замысловатое, — танцуют, звенят бубенчиками... Да? Но при желании...— Глеб повторил: — При же-ла-нии — их как бы нету. Потому что, если... Хорошо! Еще один вопрос...
Сведение к абсурду
Распространенным приемом опровержения является «доведение до нелепости», «сведение к абсурду» . Генрих Гейне в стихотворении «Диспут» пишет:
Подбирая аргументы
И логические звенья
И ссылаясь на ученых,
Вес которых — вне сомненья,
Хочет каждый ad absurdum
Привести слова другого.
Суть этого приема — показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.
Ирония
– Ого! Да в какие вы тонкости заходите, - смеялся генерал, - да вы, батюшка, не просто каллиграф, вы артист, а? Ганя?
- Удивительно, - сказал Ганя, - и даже с сознанием своего назначения, - прибавил он, смеясь насмешливо.
2. Уловки в споре:
Ставка на ложный стыд, ссылки на возраст, образование, положение, «карманный аргумент» ,обструкция, оскорбление, «подмазывание аргумента» «чтение в сердцах», внушение, увод разговора в другую сторону и тд.
Ссылки на возраст, образование, положение характеризуются такими высказываниями:
«Доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала получите диплом, потом и поговорим»; «Займете мое место, тогда и рассуждать будите», которые дезавуируют некомпетентность оппонента.
Оскорбление
– Да ведь Николай-то Семеныч – вор!
- Вор! Ах, как вы жестоко выражаетесь!
"Чтения в сердцах":
"Вы отстаиваете это положение по таким-то мотивам, потому его не следует принимать"; дискредитации утверждающего: "Он - плохой человек, потому его утверждения ложны".
«Подмазывание аргумента»:
«Вы, как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известны ваша
честность и принципиальность, поэтому вы.. »; «Человек, недостаточно
образованный не оценит, не поймет приведённый аргумент, но вы.. »
Внушение:
"Пожалуй, идите; только, право, не лучше-ли бы вам остаться? Вы бы тут нас подождали, охотились бы, а мы бы пошли с Богом. И славно бы!" – сказал он таким убедительным тоном, что мне в первую минуту, действительно, показалось, что это было бы славно" (Л. Толстой. Набег).
3. Классификация вопросов:
Простые и сложные вопросы; открытые и закрытые вопросы; корректные и некорректные вопросы; благожелательные и неблагожелательные, уточняющие.
Неблагожелательный:
- Вы утверждаете, что эти деньги краденные?
Сложный:
-Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?
Скрытый:
-Как правильно продать акции?
Благожелательный :
Вы утверждаете, что источник этих денег неизвестен?
Ораторское искусство.
Незнакомая аудитория
Тема:Загрязнение окружающей среды.
Цель: снижение ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, а также предотвращение ущерба здоровью населения, восстановление условий его жизнедеятельности, предотвращение гибели птиц и животных.
При ликвидации загрязнений окружающей среды решаются следующие основные задачи:
— прекращение сброса загрязнителя в окружающую среду;
— локализация загрязнения;
— ликвидация загрязнения (очистка загрязненного компонента природной среды);
— восстановление компонента природной среды…
Актуальность проблемы. Современный человек с его глобальными научно-техническими достижениями, стремлением с максимальной для себя прибылью развивать сразу все отрасли промышленности и сельского хозяйства грубо нарушил природные биоценозы, подверг Природу острым и, что еще хуже, хроническим стрессовым воздействиям антропогенного характера….
Заключение:Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для природы загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать…
Вывод:анализ современной литературы показал, что основными проблемами экологии являются необдуманные и порой жестокие действия человека, в основном связанные с нарушением естественных природных процессов и явлений…
Практикум.
Ударение.
А́вгустовский, апартаме́нты и апарта́менты балова́ть, бомбардирова́ть, валово́й, вероиспове́дание, ге́рбовый, диспансе́р, догово́р, дремо́та, звони́шь, давни́шний, за́говор, заку́поривать, зубча́тый, запломбиро́ванный, катало́г, кварта́л, краси́вее, ку́хонный, мастерски́, медикаме́нт, ми́зерный и мизе́рный мы́шление и мышле́ние, норми́рование и нормирова́ние,обеспе́чение, облегчи́ть, осве́домить, одновре́менно и одновреме́нно, премирова́ть, прину́дить, па́мятуя, предвосхи́тить, рассредото́чение, реме́нь, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, тамо́жня, уве́домленный, упомяну́ть, украи́нец, усугуби́ть и усугу́бить , фено́мен, хода́тайствовать, че́рпать, щаве́ль, экспе́ртный.
Паронимия.
1.В этом учебном центре и в самом деле готовы не только хорошо выучить, но и помочь материально (низкие цены, скидки, рассрочки).
2.Сейчас распространяется много порочащих сведений об известных политиках.
3.Поэма относится к ученическому периоду творчества, поэтому в ней сильно влияние романтизма.
4.И вообще у меня диковинная аллергия на всяческие моющие средства.