Стратегии и тактики речевого общения.

Стратегия речевого общения — это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов.

Оправдание :- О, я ведь не в этой комнате просил; я ведь знаю; а я бы вышел куда-нибудь, где бы вы указали, потому я привык, а вот уж часа три не курил. Впрочем, как вам угодно, и, знаете, есть пословица: в чужой монастырь…

Побуждение:

– Давай-ка, Федя, песню с горя споем!

Упрек:

– Спишь, лежебок! – накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!

Комплимент:

- Благодарю вас, бесконечно благородная дама, столь же прекрасная, сколь и великодушная. Дамы и господа, следуйте доброму примеру очаровательной герцогини!..

3. Виды слушания:рефлексивный(выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование), нерефлексивный, эмпатический.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить "говорящего", не морализируют, не критикуют, не поучают.

Нерефлексивное слушание - это словосочетание означает, что я внимательно молчу, не вмешиваюсь в речь собеседника своими словами (не комментирую, не высказываюсь). В самом крайнем случае, могу позволить себе минимальную словесную реакцию, не содержащую оценки или суждения.

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.

Здесь слушатель вступает с говорящим в отношение обратной связи, также, впрочем, не исключающие элементы оценки или суждения. Это служит средством контроля говорящего со стороны слушающего, даёт знать возбуждённым и встревоженным людям, что их понимают, сочувствуют и хотят помочь.

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

-Выяснение (использование уточняющих вопросов)

-Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

-Словесное отражение психологом чувств респондента

-Резюмирование

Выяснение, уточнение:

— я не понял

— повторите еще раз…

— что вы имеете в виду?

— не могли бы Вы объяснить?

Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:

— вы считаете, что…

— другими словами…

Отражение чувств:

— мне кажется, Вы чувствуете…

— понимаю, Вы сейчас разгневаны…

Резюмирование:

— и так, Вы считаете…

— Ваши слова означают…

— другими словами…

Уточнение:

- Видели? – вскричала Аглая. Я бы должна была догадаться! Это венчает все дело. Если видели, как же вы говорите, что все время счастливо прожили? Ну, не правду ли я вам сказала?

Отражение чувств:

- Я тебя понимаю, - задумчиво сказала старшая сестра, - но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает.

Резюмирование:

Слова говорящего

1. Я сыт по горло Вашими извинениями.

2. Хорошо, я извинюсь!

Что еще Вы от меня хотите?

3. Если бы я и попытался, я все равно не смог бы подготовить в тот момент другого документа.

4. Вы хотите меня проверить?

5. Я бы с ней так не обошелся!

6. Не могли бы Вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю? У меня в пятницу еще одни испытания.

7. Кажется, он все делает лучше, несмотря на то что у него нет такого опыта, как у меня.

8. Я не могу понять этих людей. Может, хватит им угождать!

9. Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за все, что я сделал для нее! 10. Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.

Полемика.

1.Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм, «сведение к абсурду», «возвратный удар», «подхват реплики», «атака вопросами», «довод к человеку», «апелляция к публике» и др.

Юмор, ирония, сарказм

В рассказе В. Шукшина «Срезал» названными приемами нередко пользовался Глеб Капустин.Вот, к примеру, как он дискутирует с супругами Журавлевыми, кандидатами наук, приехавшими погостить к своей матери:

— Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?

Кандидаты засмеялись. Глеб терпеливо ждал, когда кандидаты отсмеются.

— Можно, конечно, сделать вид, что такой проблемы нету. Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами...— Глеб иронически улыбнулся...— Но от этого проблема как таковая не перестанет существовать. Верно

— Да нет такой проблемы, — сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб. И подытожил:

— Ну, на нет и суда нет! Баба с возу — коню легче, — добавил Глеб.— Проблемы нету, а эти...— Глеб что-то показал руками замысловатое, — танцуют, звенят бубенчиками... Да? Но при желании...— Глеб повторил: — При же-ла-нии — их как бы нету. Потому что, если... Хорошо! Еще один вопрос...

Сведение к абсурду

Распространенным приемом опровержения является «доведение до нелепости», «сведение к абсурду» . Генрих Гейне в стихотворении «Диспут» пишет:

Подбирая аргументы

И логические звенья

И ссылаясь на ученых,

Вес которых — вне сомненья,

Хочет каждый ad absurdum

Привести слова другого.

Суть этого приема — показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Ирония

– Ого! Да в какие вы тонкости заходите, - смеялся генерал, - да вы, батюшка, не просто каллиграф, вы артист, а? Ганя?

- Удивительно, - сказал Ганя, - и даже с сознанием своего назначения, - прибавил он, смеясь насмешливо.

2. Уловки в споре:

Ставка на ложный стыд, ссылки на возраст, образование, положение, «карманный аргумент» ,обструкция, оскорбление, «подмазывание аргумента» «чтение в сердцах», внушение, увод разговора в другую сторону и тд.

Ссылки на возраст, образование, положение характеризуются такими высказываниями:

«Доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала получите диплом, потом и поговорим»; «Займете мое место, тогда и рассуждать будите», которые дезавуируют некомпетентность оппонента.

Оскорбление

– Да ведь Николай-то Семеныч – вор!

- Вор! Ах, как вы жестоко выражаетесь!

"Чтения в сердцах":

"Вы отстаиваете это положение по таким-то мотивам, потому его не следует принимать"; дискредитации утверждающего: "Он - плохой человек, потому его утверждения ложны".

«Подмазывание аргумента»:

«Вы, как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известны ваша

честность и принципиальность, поэтому вы.. »; «Человек, недостаточно

образованный не оценит, не поймет приведённый аргумент, но вы.. »

Внушение:

"Пожалуй, идите; только, право, не лучше-ли бы вам остаться? Вы бы тут нас подождали, охотились бы, а мы бы пошли с Богом. И славно бы!" – сказал он таким убедительным тоном, что мне в первую минуту, действительно, показалось, что это было бы славно" (Л. Толстой. Набег).

3. Классификация вопросов:

Простые и сложные вопросы; открытые и закрытые вопросы; корректные и некорректные вопросы; благожелательные и неблагожелательные, уточняющие.

Неблагожелательный:

- Вы утверждаете, что эти деньги краденные?

Сложный:

-Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?

Скрытый:

-Как правильно продать акции?

Благожелательный :

Вы утверждаете, что источник этих денег неизвестен?

Ораторское искусство.

Незнакомая аудитория

Тема:Загрязнение окружающей среды.

Цель: снижение ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, а также предотвращение ущерба здоровью населения, восстановление условий его жизнедеятельности, предотвращение гибели птиц и животных.

При ликвидации загрязнений окружающей среды решаются следующие основные задачи:

— прекращение сброса загрязнителя в окружающую среду;

— локализация загрязнения;

— ликвидация загрязнения (очистка загрязненного компонента природной среды);

— восстановление компонента природной среды…

Актуальность проблемы. Современный человек с его глобальными научно-техническими достижениями, стремлением с максимальной для себя прибылью развивать сразу все отрасли промышленности и сельского хозяйства грубо нарушил природные биоценозы, подверг Природу острым и, что еще хуже, хроническим стрессовым воздействиям антропогенного характера….

Заключение:Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для природы загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать…

Вывод:анализ современной литературы показал, что основными проблемами экологии являются необдуманные и порой жестокие действия человека, в основном связанные с нарушением естественных природных процессов и явлений…

Практикум.

Ударение.

А́вгустовский, апартаме́нты и апарта́менты балова́ть, бомбардирова́ть, валово́й, вероиспове́дание, ге́рбовый, диспансе́р, догово́р, дремо́та, звони́шь, давни́шний, за́говор, заку́поривать, зубча́тый, запломбиро́ванный, катало́г, кварта́л, краси́вее, ку́хонный, мастерски́, медикаме́нт, ми́зерный и мизе́рный мы́шление и мышле́ние, норми́рование и нормирова́ние,обеспе́чение, облегчи́ть, осве́домить, одновре́менно и одновреме́нно, премирова́ть, прину́дить, па́мятуя, предвосхи́тить, рассредото́чение, реме́нь, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, тамо́жня, уве́домленный, упомяну́ть, украи́нец, усугуби́ть и усугу́бить , фено́мен, хода́тайствовать, че́рпать, щаве́ль, экспе́ртный.

Паронимия.

1.В этом учебном центре и в самом деле готовы не только хорошо выучить, но и помочь материально (низкие цены, скидки, рассрочки).

2.Сейчас распространяется много порочащих сведений об известных политиках.

3.Поэма относится к ученическому периоду творчества, поэтому в ней сильно влияние романтизма.

4.И вообще у меня диковинная аллергия на всяческие моющие средства.

Наши рекомендации