Стратегии и тактики речевого общения

В социально ориентированном общении речевая деятельность подчинена внеречевой цели, направленной на организацию совместной деятельности людей, что предопределяет более строгую регламентацию речевого поведения. Особое значение в этом случае приобретают применяемые коммуникантами речевые стратегии и тактики.

Стратегия речевого общения – общий план ведения речи.

Тактика речевого общения – подбор и использование в речи определенной совокупности логических и психологических приемов.

На примере публикации «Лучшие мамы» получили подарки» («Аргументы и факты. Челябинск») проиллюстрируем реализацию речевых стратегий и тактик в речи. «25 ноября, в День матери, в челябинском ТРК «Горки» прошло праздничное мероприятие, в рамках которого организаторы областного конкурса детского творчества «Лучшей маме на свете!» назвали имена маленьких победителей и вручили их мамам замечательные подарки (микроцель «проинформировать читателя о прошедшем событии», тактика «именование события»). В этот день в торгово-развлекательном комплексе «Горки» было просто не протолкнуться. Помимо обыкновенных покупателей, пришедших за обновками в отделы модной одежды и желающих посмотреть какой-либо новый фильм, здесь было множество людей, чье присутствие обосновывалось совершенно другими причинами. Большинство малышей и их родителей приехали сюда только для того, чтобы узнать, чьи же работы, присланные на конкурс «Лучшей маме на свете!», компетентная комиссия посчитает лучшими. Приятно отметить, что на подведении итогов конкурса были не только челябинцы, но и жители других городов нашей области – Южноуральска, Кыштыма, Миасса, Трехгорного, Усть-Катава и многих других (микроцель «показать значимость события для рядового участника», тактика «указание на доступность события для рядового читателя»). Пока ведущие развлекали и веселили собравшуюся толпу, предлагая поучаствовать в различных конкурсах и играх, все желающие могли посмотреть и оценить детские работы, которые были выставлены в холле ТРК «Горки». Среди этих работ были представлены стихи и рассказы, написанные ребятами специально для своих мам, рисунки, аппликации, вышивки, поделки из дерева, фотографии и даже видеоролики. В общей сложности на конкурс «Лучшей маме на свете!» пришло свыше тысячи детских работ, и, конечно, разместить их все на выставке было невозможно. Но конкурсная комиссия просматривала каждую из них! (микроцель «проинформировать читателя», тактика «акцентирование важных деталей события») Кстати, не стоит думать, что после окончания акции все творческие работы будут пылиться в ящиках в кабинетах организаторов. В ближайшее время газета «Аргументы и факты – Челябинск» планирует провести аукцион, на котором состоится распродажа конкурсных работ. Все вырученные за счет этого мероприятия деньги будут направлены в детские дома и интернаты Челябинской области (микроцель «придать значимость событию», тактика «усиление значимости события»). Несмотря на то, что в условиях конкурса мы оговаривали, что главные призы получат авторы десяти самых оригинальных и интересных работ, подарки в этот день достались практически каждому участнику (микроцель «отразить событие», тактика «счастливый конец»)».

Необходимая адресанту тактика выбирается в зависимости от целей общения, и потому она направлена на определенные аспекты моделирования мира адресата и его психики (знания, оценки, желания). Суть применения тактики состоит в том, чтобы изменить конфигурацию этих параметров в нужном направлении: усилить/уменьшить какие-либо желания адресата, изменить оценку им чего/кого-либо и т.д. В приведенном выше тексте с помощью используемых тактик журналист представляет описываемое событие как важное и значимое для читателя, хотя на самом деле оно таковым не является. Микроцели текста, взятые в совокупности, показывают на «конечный результат», на который всегда рассчитана речевая стратегия, – «внушить читателю особую важность незначительного события».

Следует разграничивать понятия речевая тактика, речевой акт. Понятие речевая тактика шире понятия речевой акт в силу того, что речевая тактика рассматривается в рамках конкретной речевой ситуации и может включать в себя несколько речевых актов.

Наши рекомендации