Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения.

ДЕ 2. Риторика

Риторика как наука

Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии. Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.


Гр. и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:


1. Схема Квинтилиана:
1) Изобретение;
2) Расположение;
3) Исполнение;
Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.


2. Схема Аристотеля:
1) Этос;
2) Пафос;
3) Логос.
Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.


Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.


Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Риторика – филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.

В современном практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

1. Социально-политическое – доклад на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, митинговая, агитационная речь.

2. Академическое красноречие – вузовская лекция, научный доклад, научное сообщение.

3. Судебное красноречие – прокурорская (обвинительная речь), адвокатская (защитительная речь), самозащитительная речь обвиняемого.

4. Социально-бытовое красноречие – речь на юбилее, застольная речь, поминальное слово.

5. Богословско-церковное красноречие – проповедь, речь на соборе.

Некоторые ученые выделяют также: военное красноречие (воодушевляющая речь, речь-приказ), дипломатическое красноречие (речь на международных конференциях), деловое (телефонные переговоры), диалогическое (спор, дискуссия), торговое (реклама, речь на презентации).

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения.

Речевое общение – это мотивированный процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной целевой установки, протекает на основе обратной связи; оно сознательно, целенаправленно и активно.

Формой проведения речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – речевая деятельность.

Основные единицы речевого общения – речевое событие, речевая ситуация и речевое взаимодействие.

В современном языкознании наряду с термином «речь» стал широко употребляться термин «дискурс» (от фр. речь) – это различные виды речевой практики: диалог, лекция, переговоры и т.д.

Речевое событие состоит: 1) словесная речь и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановка, в которой происходит речевое общение.

Речевая ситуация – это ситуация общения, включающая предмет речи, участников общения, взаимоотношения, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, выявить причинно-следственные связи. Речевые ситуации принято классифицировать на канонические (определен момент речи, т.е. произнесение синхронно времени его восприятия, есть конкретный адресат) и неканонические (время произнесение не совпадает с временем адресата, высказывание может не иметь конкретного адресата).

Речевое взаимодействие – это сложное психофизическое явление, связанное с речевой деятельностью. Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах: акустическом (помогает различать звуки речи) и двигательном (руководит органами речи, заставляя их совершать артикуляцию, необходимую для того или иного звука). Включает адресанта, сообщение и адресата.

Оратор и его аудитория

Оратор (от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть оратор ское искусство. Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать. Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой стороны – слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность), т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить три группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Наши рекомендации