Глава 4. РАЗРАБОТКА ТАКТИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ. 4.1.Разграничение стратегии и тактики

КАМПАНИИ

4.1.Разграничение стратегии и тактики

Вопросы разграничения стратегии и тактики избирательной кампании достаточно сложны. Здесь существует много разных точек зрения. Данный раздел базируется на концепции, выражающейся в том, что стратегия кампании детализируется в ее тактике.

При этом под тактикой понимаются конкретные действия, шаги, агитационные приемы и технологии, последовательность их осуществления, предпринимаемые в ходе предвыборной кампании для достижения стратегических целей и задач кампании на основе имеющихся ресурсов.

Тактика - это те способы и приемы, которыми достигаются стратегические цели.

Если в процессе разработки стратегии были выявлены «основные проблемы избирательной кампании» (например, недостаток базового электората, отсутствие поддержки со стороны элит, недостаток финансирования, недостаток «лояльных» СМИ и т. д.), то тактика это также и способы решения основных проблем избирательной кампании.

И хотя в данной концепции тактике отводится, на первый взгляд, подчиненное положение по отношению к стратегии кампании, на самом деле взаимоотношение между ними более сложное. Тактика часто оказывает достаточно сильное влияние на стратегию кампании, являясь одним из главных ресурсов, на основе которых разрабатывается стратегия. Например, если команда кандидата отрезана от электронных СМИ, не умеет эффективно проводить кампанию «от двери к двери», не занимается «благотворительностью», то ставить в качестве стратегической цели - завоевание голосов избирателей-пенсионеров, чаще всего нереально. Не владея тактическими приемами работы с военным электоратом, рассчитывать на его поддержку также не стоит.

На практике «совершенно разные по содержанию кампании могут быть реализованы одними и теми же тактическими приемами» [108, с. 155]. В тоже время различные тактики могут соответствовать и различным стратегиям ведения кампании.

Взаимоотношение между стратегией и тактикой примерно такое же, как между проектом дома и материалами, из которых он будет

построен. Из одинаковых строительных элементов могут быть построены совершенно разные дома и, в то же время архитектор, разрабатывая проект дома, всегда знает, что он должен рассчитывать лишь на имеющиеся в наличии строительные материалы. Такими строительными материалами в избирательной кампании и являются тактические приемы и агитационные технологии, некоторые из которых описаны ниже.

Можно выделить четыре основных тактических элемента предвыборной кампании, которые требуют наибольшего внимания при разработке проекта кампании: распределение финансовых и иных электоральных ресурсов, подходы к созданию организационной структуры, составление плана-графика работы (планирование работы по времени), и методы агитационно-пропагандистской работы. Эти основные элементы рассматриваются в различных главах книги.

Для разработки тактики эффективно применять следующую последовательность действий:

1. Выявить возможные методы работы с теми или инымикатегориями избирателей;

2. Проанализировать возможность использования этих методов с учетом имеющихся в наличии ресурсов;

3. Оценить результативность методов с точки зрения получения голосов избирателей;

4. Оценить стоимость проведения мероприятий;

5. Сравнить методы по принципу «стоимость - результативность», оценив стоимость привлечения одного условногоголоса избирателей при применении того или иного метода;

6. Сравнить свои возможности по использованию данногометода с возможностями других кандидатов;

7. При окончательном выборе методов выбирать такие, виспользовании которых кандидат имеет преимуществоперед соперниками.

Необходимо помнить, что во время агитационной кампании многие команды используют сходные методы борьбы, тем самым «взаимо-уничтожая» друг друга. Понятно, что если по квартирам ходят агитаторы лишь одного кандидата, в то время как другие ведут пропаганду только через СМИ, то эффективность общения с избирателями может быть очень высокой. Если же в квартиру избирателя каждый день стучатся представители разных кандидатов, то он на такую агитацию уже не реагирует. Поэтому необходимо разнообразить агитационные

приемы, сделать их неожиданными для избирателей, отличными от приемов, которыми пользуются соперники.

Разрабатывая тактику, необходимо следовать таким правилам, как:

• соответствие тактики - стратегическим целям кампании;

• многовариантность тактики - возможность использованияразличных тактических приемов для достижения одних итех же стратегических целей кампании;

• необходимость выбора наиболее эффективных тактическихприемов по критериям достижения поставленной цели иминимизации затраченных электоральных ресурсов;

• соответствие тактики базовым характеристикам имиджакандидата (тактика также формирует имидж);

• адресность (прицельность) тактики, т.е. ее направленность на конкретные стратегические задачи и электоральные слои.

Выбор тактических приемов в соответствии с перечисленными правилами можно проводить с использованием табличных методов группировки, например, так, как показано в приводимой ниже табл.16.

Таблица 16 Анализ тактических методов работы с избирателями

Категории избирателей Возможные эффективные методы работы Потребные затраты ресурсов Преимущества перед соперниками
Пенсионеры Создание групп по распределению дешевых лекарств. Проведение политинформаций в клубе ветеранов Имеется доступ к лекарствам по заводским ценам
Женщины «От двери к двери», телефонная агитация 3 1 Имеется команда местных агитаторов
Работники оборонного сектора Личные встречи с коллективом на предприятиях Опыт работы в «оборонке», связи в ВПК, программа подъема производств высоких технологий
Пассажиры пригородных поездов Работа на станциях в пикетах и в электричках Связи в МПС. Возможность уменьшить интервалы движения
Молодежь Рок-концерты Наличие молодых политических лидеров в команде

Возможные Потребные _

Наши рекомендации