Из истории русского языка. Язык 20 века.

Работа над ошибками.

«Русский язык и культура речи (КР)».

Из истории русского языка. Язык 20 века.

Метафоризация. Примеры.

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи. Примеры:1. В советское время на Латвию пролился золотой дождь.2. В течение более 6 лет Горбачев проделывал трюк изощренного канатоходца (Комсомольская правда. 1994. 21 янв.) 3.Люди, реально работавшие на благо страны, оказались за чертой бедности.4. А. Собчак - "крестный отец" города (СРПМ, с.281).5.Вывод губернаторов из верхней палаты не только лишил местных вождейполитического веса ... (концептуальное поле "субъект власти", "лидер"; окраска метафоры относительно языковых игр на повышение/понижение не вполне ясна: зависит от положения понятия "вождь" в аксиологической системе акцептора). 6.Цену черного золота лихорадит ежедневно. 7. Всё, созданное руками святых подвижников (концепт "свои" - о Стаханове, Ангелиной и др.) присвоила и растащила кучка бандитов, воров <...> И теперь Касьянов с Путиным защищают от гнева обобранного народа этих пиратов ХХ века (о Горбачеве, Ельцине, Чубайсе и др.; концепт - "чужие").8. Газпром использует "серые" схемы... (имеются в виду оффшоры, действия через подставных лиц и другие законные, но не вполне корректные с точки зрения представлений о порядочности способы ведения бизнеса; назвать их "серыми", значит приблизить в представлении реципиента к "чёрной", нелегальной, преступной экономике; статья вышла накануне собрания акционеров Газпрома, и такая метафора может являться частью тактики дискредитации действующего руководства компании; в кодировании используется концептуальное поле "тьма, тёмное" и - опосредованно - "преступный мир").9. Это детище "нового чеченского Геббельса" ... (о Мовлади Удугове и его сайте в интернете; концептуальное поле "чужой", "враг" реализуется в концепте "фашист", "гитлеровец"; и спустя 56 лет после Великой Отечественной войны концепт "фашисты" позиционируется большинством реципиентов в концептуальном поле "чужой", "враг", "образ врага").10.Силовики королевства говорили о том, что все имеющиеся ресурсы должны быть брошены на подавление гигантской волны изнасилований, захлестнувшей столицу.

2. Эвфеми́зм. Примеры.

Эвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений («в интересном положении» вместо «беременная», «сходить попудрить нос» вместо «сходить в туалет» и т. п.).

В письменном тексте эвфемизм нередко выделяется кавычками и может сопровождаться разного рода метаязыковыми комментариями. Пишущий может «раскрывать» эвфемизм и в параллель ему приводить прямое наименование. Примеры из газет: «Под благозвучным названием упорядочения цен повышены цены на ряд товаров повседневного спроса»; «Правило „око за око“, на языке дипломатии именуемое принципом взаимности»; «Термин „миротворческие операции“ все чаще становится смягченным синонимом слова „война“»; «Это самое страшное оружие – биологическое. Еще его скромно называют – необычное»; «К нему применяли недозволенные методы следствия, то есть побои».

Примеры:1.Возможно, контртеррористическая операция в Чечне расширяет свои границы.2.Россия осудила точно так же, как этнические чистки, направленные против самих сербов.3. Мне пообещали намазать лоб зеленкой, меня в тот момент это не испугало: я не знал, что лоб зеленкой мажут перед расстрелом, чтобы удобнее было стрелять.4. Как показал наш опрос, страшно узок круг тех, кто никогда не давал или не брал.5. Вчера в Дагестане прошла контртеррористическая операция, в ходе которой были ликвидированы 10 боевиков из бандгруппы "Южная" во главе с Закиром Наврузовым.6. Я не считаю, что нужно форсировать новый закон о СМИ, - отметил он. - Хотя жизнь ставит в этой сфере новые вопросы, которые требуют регулирования, и работа над документом идет.7. Я не думаю, что испанский авторынок может восстановиться в современных условиях, - сказал Шмидт испанским журналистам.8. Нефтяные компании в августе продолжили демонстрировать отрицательные темпы роста добычи.9. - Ничья со сборной Латвии - это провал?10. Она ждет ребенка.

Язык и речь.

1.В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный и разговорно-обиходный.

Каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые и реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.

Факторы, влияющие на выделение функциональных стилей речи:

1.Ведущая функция каждого стиля;

2. Цели и задачи, которые ставятся и решаются в процессе общения;

3.Лексический состав разный.

Официально деловой стиль

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Примеры: 1.Исходя из письменного заявления Пупкина П.П., принимая во внимание его активную трудовую деятельность, а также в соответствии с п.п. 10.3 и 11.5 КД ОАО «ПупкинсКомпани», приказываю оказать материальную поддержку проекту интеграции технологии «Стелс» в систему «Паук» Пупкина П.П. в размере 1000 (одной тысячи) базовых величин.

2.В соответствии с постановлением №5 от 28 апреля 2011 года, отменяются положения, принятые на 35 съезде народной партии копирайтеров, предусматривающие использование готовых шаблонов для выполнения заказов индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до 22 августа 2009 года и имеющих при себе удостоверение личности, хозяйственный договор, и право на пользование услугами копирайтера в течение как минимум года.

Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Примеры: 1.Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника. (научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.)

2. На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.( все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее, При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно сделал ссылку.)

Речевое общение.

1. Метасообщения. Косвенные выражения.

Метасообщения представляют собой сообщения о других сообщениях.

Два сообщения могут противоречить друг другу; метасообщения передаются на другом уровне, чем само содержание сообщения. Например, ведущий может сказать группе: «Обратите внимание», при этом указывая на глаза. Этот жест будет расцениваться как метасообщение о том, как именно группе следует обращать внимание (т. е. внимательно смотреть). Если бы ведущий показал на свои уши, этот жест означал бы другой способ «обращения внимания».

1. Здесь жарко.

– Просьба открыть окно или дверь в комнате.

2. Мне нездоровится

– Я не хочу с вами разговаривать.

– Вызовите поскорее врача.

3. Мне этот адрес хорошо знаком.

– Я много раз бывал в этом доме.

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.

Здесь слушатель вступает с говорящим в отношение обратной связи, также, впрочем, не исключающие элементы оценки или суждения. Это служит средством контроля говорящего со стороны слушающего, даёт знать возбуждённым и встревоженным людям, что их понимают, сочувствуют и хотят помочь.

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

-Выяснение (использование уточняющих вопросов)

-Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

-Словесное отражение психологом чувств респондента

-Резюмирование

Выяснение, уточнение:

— я не понял

— повторите еще раз…

— что вы имеете в виду?

— не могли бы Вы объяснить?

Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:

— вы считаете, что…

— другими словами…

Отражение чувств:

— мне кажется, Вы чувствуете…

— понимаю, Вы сейчас разгневаны…

Резюмирование:

— и так, Вы считаете…

— Ваши слова означают…

— другими словами…

Уточнение:

- Видели? – вскричала Аглая. Я бы должна была догадаться! Это венчает все дело. Если видели, как же вы говорите, что все время счастливо прожили? Ну, не правду ли я вам сказала?

Отражение чувств:

- Я тебя понимаю, - задумчиво сказала старшая сестра, - но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает.

Резюмирование:

Слова говорящего

1. Я сыт по горло Вашими извинениями.

2. Хорошо, я извинюсь!

Что еще Вы от меня хотите?

3. Если бы я и попытался, я все равно не смог бы подготовить в тот момент другого документа.

4. Вы хотите меня проверить?

5. Я бы с ней так не обошелся!

6. Не могли бы Вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю? У меня в пятницу еще одни испытания.

7. Кажется, он все делает лучше, несмотря на то что у него нет такого опыта, как у меня.

8. Я не могу понять этих людей. Может, хватит им угождать!

9. Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за все, что я сделал для нее! 10. Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.

Полемика.

1.Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм, «сведение к абсурду», «возвратный удар», «подхват реплики», «атака вопросами», «довод к человеку», «апелляция к публике» и др.

Юмор, ирония, сарказм

В рассказе В. Шукшина «Срезал» названными приемами нередко пользовался Глеб Капустин.Вот, к примеру, как он дискутирует с супругами Журавлевыми, кандидатами наук, приехавшими погостить к своей матери:

— Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?

Кандидаты засмеялись. Глеб терпеливо ждал, когда кандидаты отсмеются.

— Можно, конечно, сделать вид, что такой проблемы нету. Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами...— Глеб иронически улыбнулся...— Но от этого проблема как таковая не перестанет существовать. Верно

— Да нет такой проблемы, — сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб. И подытожил:

— Ну, на нет и суда нет! Баба с возу — коню легче, — добавил Глеб.— Проблемы нету, а эти...— Глеб что-то показал руками замысловатое, — танцуют, звенят бубенчиками... Да? Но при желании...— Глеб повторил: — При же-ла-нии — их как бы нету. Потому что, если... Хорошо! Еще один вопрос...

Сведение к абсурду

Распространенным приемом опровержения является «доведение до нелепости», «сведение к абсурду» . Генрих Гейне в стихотворении «Диспут» пишет:

Подбирая аргументы

И логические звенья

И ссылаясь на ученых,

Вес которых — вне сомненья,

Хочет каждый ad absurdum

Привести слова другого.

Суть этого приема — показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Ирония

– Ого! Да в какие вы тонкости заходите, - смеялся генерал, - да вы, батюшка, не просто каллиграф, вы артист, а? Ганя?

- Удивительно, - сказал Ганя, - и даже с сознанием своего назначения, - прибавил он, смеясь насмешливо.

2. Уловки в споре:

Ставка на ложный стыд, ссылки на возраст, образование, положение, «карманный аргумент» ,обструкция, оскорбление, «подмазывание аргумента» «чтение в сердцах», внушение, увод разговора в другую сторону и тд.

Ссылки на возраст, образование, положение характеризуются такими высказываниями:

«Доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала получите диплом, потом и поговорим»; «Займете мое место, тогда и рассуждать будите», которые дезавуируют некомпетентность оппонента.

Оскорбление

– Да ведь Николай-то Семеныч – вор!

- Вор! Ах, как вы жестоко выражаетесь!

"Чтения в сердцах":

"Вы отстаиваете это положение по таким-то мотивам, потому его не следует принимать"; дискредитации утверждающего: "Он - плохой человек, потому его утверждения ложны".

«Подмазывание аргумента»:

«Вы, как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известны ваша

честность и принципиальность, поэтому вы.. »; «Человек, недостаточно

образованный не оценит, не поймет приведённый аргумент, но вы.. »

Внушение:

"Пожалуй, идите; только, право, не лучше-ли бы вам остаться? Вы бы тут нас подождали, охотились бы, а мы бы пошли с Богом. И славно бы!" – сказал он таким убедительным тоном, что мне в первую минуту, действительно, показалось, что это было бы славно" (Л. Толстой. Набег).

3. Классификация вопросов:

Простые и сложные вопросы; открытые и закрытые вопросы; корректные и некорректные вопросы; благожелательные и неблагожелательные, уточняющие.

Неблагожелательный:

- Вы утверждаете, что эти деньги краденные?

Сложный:

-Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?

Скрытый:

-Как правильно продать акции?

Благожелательный :

Вы утверждаете, что источник этих денег неизвестен?

Ораторское искусство.

Незнакомая аудитория

Тема:Загрязнение окружающей среды.

Цель: снижение ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, а также предотвращение ущерба здоровью населения, восстановление условий его жизнедеятельности, предотвращение гибели птиц и животных.

При ликвидации загрязнений окружающей среды решаются следующие основные задачи:

— прекращение сброса загрязнителя в окружающую среду;

— локализация загрязнения;

— ликвидация загрязнения (очистка загрязненного компонента природной среды);

— восстановление компонента природной среды…

Актуальность проблемы. Современный человек с его глобальными научно-техническими достижениями, стремлением с максимальной для себя прибылью развивать сразу все отрасли промышленности и сельского хозяйства грубо нарушил природные биоценозы, подверг Природу острым и, что еще хуже, хроническим стрессовым воздействиям антропогенного характера….

Заключение:Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для природы загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать…

Вывод:анализ современной литературы показал, что основными проблемами экологии являются необдуманные и порой жестокие действия человека, в основном связанные с нарушением естественных природных процессов и явлений…

Практикум.

Ударение.

А́вгустовский, апартаме́нты и апарта́менты балова́ть, бомбардирова́ть, валово́й, вероиспове́дание, ге́рбовый, диспансе́р, догово́р, дремо́та, звони́шь, давни́шний, за́говор, заку́поривать, зубча́тый, запломбиро́ванный, катало́г, кварта́л, краси́вее, ку́хонный, мастерски́, медикаме́нт, ми́зерный и мизе́рный мы́шление и мышле́ние, норми́рование и нормирова́ние,обеспе́чение, облегчи́ть, осве́домить, одновре́менно и одновреме́нно, премирова́ть, прину́дить, па́мятуя, предвосхи́тить, рассредото́чение, реме́нь, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, тамо́жня, уве́домленный, упомяну́ть, украи́нец, усугуби́ть и усугу́бить , фено́мен, хода́тайствовать, че́рпать, щаве́ль, экспе́ртный.

Паронимия.

1.В этом учебном центре и в самом деле готовы не только хорошо выучить, но и помочь материально (низкие цены, скидки, рассрочки).

2.Сейчас распространяется много порочащих сведений об известных политиках.

3.Поэма относится к ученическому периоду творчества, поэтому в ней сильно влияние романтизма.

4.И вообще у меня диковинная аллергия на всяческие моющие средства.

Лексическая сочетаемость.

1.Строительство детских площадок играет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.

2.Чтобы оградить себя от ее преследований, нужно казаться веселым, а это более всего сбивает с толку.

3.Пообщались, отдохнули, контакты, опять же, завели нужные.

4.Эта территория снискала в последнее время какую только есть дурную славу по своей криминальности.

5.Устал ты или нет, какое у тебя настроение – все имеет огромное значение.

6.Вам известно, как происходили тогда события?

7.Я не совершаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить.

8.Экскурсии полезны для расширения кругозора.

6. Допишите недостающие окончания:

1.В цирковом представлении участвовал серый кенгуру.

2.Южнее находится солнечный Сухуми.

3.У нее было чудесное сопрано, но она потеряла свой восхитительный голос, когда однажды пыталась взять самое верхнее соль.

4.Первыми обладателями учрежденного Гран-при стали легендарный конструктор Михаил Калашников и кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

5.К всеобщему удивлению, эта некрасивая девушка оказалась новой протеже модельера.

6.В VII веке на территории нынешнего Сомали образовались арабские султанаты.

7.В этом году наш участковый врач И.П. Фадеева была награждена медалью.

8.Растет число японских ресторанов, где подают вкуснейшее суши.

Работа над ошибками.

«Русский язык и культура речи (КР)».

Из истории русского языка. Язык 20 века.

Метафоризация. Примеры.

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи. Примеры:1. В советское время на Латвию пролился золотой дождь.2. В течение более 6 лет Горбачев проделывал трюк изощренного канатоходца (Комсомольская правда. 1994. 21 янв.) 3.Люди, реально работавшие на благо страны, оказались за чертой бедности.4. А. Собчак - "крестный отец" города (СРПМ, с.281).5.Вывод губернаторов из верхней палаты не только лишил местных вождейполитического веса ... (концептуальное поле "субъект власти", "лидер"; окраска метафоры относительно языковых игр на повышение/понижение не вполне ясна: зависит от положения понятия "вождь" в аксиологической системе акцептора). 6.Цену черного золота лихорадит ежедневно. 7. Всё, созданное руками святых подвижников (концепт "свои" - о Стаханове, Ангелиной и др.) присвоила и растащила кучка бандитов, воров <...> И теперь Касьянов с Путиным защищают от гнева обобранного народа этих пиратов ХХ века (о Горбачеве, Ельцине, Чубайсе и др.; концепт - "чужие").8. Газпром использует "серые" схемы... (имеются в виду оффшоры, действия через подставных лиц и другие законные, но не вполне корректные с точки зрения представлений о порядочности способы ведения бизнеса; назвать их "серыми", значит приблизить в представлении реципиента к "чёрной", нелегальной, преступной экономике; статья вышла накануне собрания акционеров Газпрома, и такая метафора может являться частью тактики дискредитации действующего руководства компании; в кодировании используется концептуальное поле "тьма, тёмное" и - опосредованно - "преступный мир").9. Это детище "нового чеченского Геббельса" ... (о Мовлади Удугове и его сайте в интернете; концептуальное поле "чужой", "враг" реализуется в концепте "фашист", "гитлеровец"; и спустя 56 лет после Великой Отечественной войны концепт "фашисты" позиционируется большинством реципиентов в концептуальном поле "чужой", "враг", "образ врага").10.Силовики королевства говорили о том, что все имеющиеся ресурсы должны быть брошены на подавление гигантской волны изнасилований, захлестнувшей столицу.

2. Эвфеми́зм. Примеры.

Эвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений («в интересном положении» вместо «беременная», «сходить попудрить нос» вместо «сходить в туалет» и т. п.).

В письменном тексте эвфемизм нередко выделяется кавычками и может сопровождаться разного рода метаязыковыми комментариями. Пишущий может «раскрывать» эвфемизм и в параллель ему приводить прямое наименование. Примеры из газет: «Под благозвучным названием упорядочения цен повышены цены на ряд товаров повседневного спроса»; «Правило „око за око“, на языке дипломатии именуемое принципом взаимности»; «Термин „миротворческие операции“ все чаще становится смягченным синонимом слова „война“»; «Это самое страшное оружие – биологическое. Еще его скромно называют – необычное»; «К нему применяли недозволенные методы следствия, то есть побои».

Примеры:1.Возможно, контртеррористическая операция в Чечне расширяет свои границы.2.Россия осудила точно так же, как этнические чистки, направленные против самих сербов.3. Мне пообещали намазать лоб зеленкой, меня в тот момент это не испугало: я не знал, что лоб зеленкой мажут перед расстрелом, чтобы удобнее было стрелять.4. Как показал наш опрос, страшно узок круг тех, кто никогда не давал или не брал.5. Вчера в Дагестане прошла контртеррористическая операция, в ходе которой были ликвидированы 10 боевиков из бандгруппы "Южная" во главе с Закиром Наврузовым.6. Я не считаю, что нужно форсировать новый закон о СМИ, - отметил он. - Хотя жизнь ставит в этой сфере новые вопросы, которые требуют регулирования, и работа над документом идет.7. Я не думаю, что испанский авторынок может восстановиться в современных условиях, - сказал Шмидт испанским журналистам.8. Нефтяные компании в августе продолжили демонстрировать отрицательные темпы роста добычи.9. - Ничья со сборной Латвии - это провал?10. Она ждет ребенка.

Язык и речь.

1.В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный и разговорно-обиходный.

Каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые и реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.

Факторы, влияющие на выделение функциональных стилей речи:

1.Ведущая функция каждого стиля;

2. Цели и задачи, которые ставятся и решаются в процессе общения;

3.Лексический состав разный.

Официально деловой стиль

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Примеры: 1.Исходя из письменного заявления Пупкина П.П., принимая во внимание его активную трудовую деятельность, а также в соответствии с п.п. 10.3 и 11.5 КД ОАО «ПупкинсКомпани», приказываю оказать материальную поддержку проекту интеграции технологии «Стелс» в систему «Паук» Пупкина П.П. в размере 1000 (одной тысячи) базовых величин.

2.В соответствии с постановлением №5 от 28 апреля 2011 года, отменяются положения, принятые на 35 съезде народной партии копирайтеров, предусматривающие использование готовых шаблонов для выполнения заказов индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до 22 августа 2009 года и имеющих при себе удостоверение личности, хозяйственный договор, и право на пользование услугами копирайтера в течение как минимум года.

Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Примеры: 1.Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника. (научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.)

2. На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.( все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее, При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно сделал ссылку.)

Речевое общение.

1. Метасообщения. Косвенные выражения.

Метасообщения представляют собой сообщения о других сообщениях.

Два сообщения могут противоречить друг другу; метасообщения передаются на другом уровне, чем само содержание сообщения. Например, ведущий может сказать группе: «Обратите внимание», при этом указывая на глаза. Этот жест будет расцениваться как метасообщение о том, как именно группе следует обращать внимание (т. е. внимательно смотреть). Если бы ведущий показал на свои уши, этот жест означал бы другой способ «обращения внимания».

1. Здесь жарко.

– Просьба открыть окно или дверь в комнате.

2. Мне нездоровится

– Я не хочу с вами разговаривать.

– Вызовите поскорее врача.

3. Мне этот адрес хорошо знаком.

– Я много раз бывал в этом доме.

Наши рекомендации