Налогообложение: понятие и сущность.
Налогообложение - это социально обусловленный элемент налоговой системы, способствующий удовлетворению экономических потребностей государства путем изъятия денежных средств физических и юридических лиц в соответствии с принципами и нормами налогового права.
Налогообложение:
• является объективной необходимостью, вызванной социальным образом жизни людей;
• направлено на аккумуляцию средств, необходимых для удовлетворения общественных нужд, путем перераспределения части собственности индивидов в пользу государства;
• устанавливается высшим Представительным и Законодательным органом государства посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, что предполагает участие народа в его установлении через своих представителей;
• является обязанностью физических и юридических лиц, осуществляющих на государственной территории трудовую либо предпринимательскую деятельность или являющихся лицами, постоянно находящимися
на территории Республики Беларусь и получающими доходы за ее пределами. Исполнение указанной обязанности обеспечивается принудительной силой государства;
• служит экономической основой выполнения государством возложенных на него функций. Реализация государственной властью своих полномочий должна быть направлена на создание благоприятных условий осуществления трудовой, предпринимательской и иной правомерной деятельности всеми находящимися на государственной территории физическими и юридическими лицами;
• оказывает влияние на все существующие в государстве институты и на всех без исключения проживающих на государственной территории индивидов.
Признаки налогообложения.
Налогообложение как комплексное социальное, экономико-правовое явление имеет присущие ему признаки.
Основные признаки -социальный, экономический и юридический.
Социальный признак налогообложения указывает на первопричину его возникновения, на то, что общественный (коллективный) образ жизни людей, их социальные связи, отношения внутри социальной общности создали предпосылки для возникновения налогообложения. Непосредственно совместное проживание людей, их способ ведения хозяйственной деятельности требовали наличия органов управления коллективом, что и послужило первопричиной зарождения анализируемого явления, которое по своему назначению призвано создать материальную базу функционирования органов государственного управления.
Экономический признак налогообложения отражает направленность данного явления на обеспечение органов управления социальным образованием финансовыми ресурсами для выполнения управленческих функций путем перераспределения денежных средств от налогоплательщиков в государственный бюджет. Экономический признак налогообложения является вторичным по отношению к социальному. Это связано с тем, что первоначально возникла необходимость в централизованном едином управлении социальным образованием и, как следствие, экономическая потребность в сборе средств на содержание органа управления с присущими ему атрибутами (вооруженная охрана, суды, тюрьмы и т.д.).
Юридический признак налогообложения отражает необходимость правового регулирования процесса перераспределения собственности от физических лиц и организаций в пользу государства. Правовое регулирование представляет собой один из видов социального регулирования различных сфер жизнедеятельности общества, т.е. общественных отношений.
Таким образом, непосредственно в правовых нормах закрепляется обязанность физических лиц и организаций по уплате налоговых платежей при наступлении определенных в законодательстве условий, а также определяются меры государственного воздействия, применяемые к лицам, не выполняющим предписания, установленные правовыми нормами. Юридический признак налогообложения является внешним выражением социального и экономического признаков, которые вне правового регулирования по объективным причинам реализованы быть не могут.
Дополнительные признаки- политический и демографический.
Политический признак налогообложения выражает то влияние, которое политический режим оказывает на развитие анализируемого явления (количество видов налоговых платежей, взимаемых на государственной территории, размеры установленных налоговых платежей, меры юридической ответственности, применяемой к правонарушителям, и др.), т.е. налоговая политика государства в целом зависит от существующего политического режима, наличия реального разделения властей, действительных полномочий Парламента и Правительства.
Демографический признак налогообложения отражает количество трудоспособного населения, проживающего на данной государственной территории, что оказывает влияние непосредственно на размер установленных в государстве налоговых платежей. Чем больше в стране нетрудоспособного населения приходится на одного трудоспособного индивида, тем большее налоговое бремя приходится нести трудоспособному, в связи с чем социальная политика государства должна быть направлена на всемерную поддержку материнства и детства с целью постоянного увеличения рождаемости.