Налоговые правоотношения: понятие и элементы.

Налоговые правоотношения - это урегулированные нор­мами налогового права общественные отношения между налого­плательщиками (физическими лицами и организациями) и упол­номоченными государственными органами по поводу перехода права собственности на денежные средства от налогоплательщи­ков к государству во внесудебном порядке, возникающие вслед­ствие осуществления налогоплательщиком сложного комплекса действий, направленных на приобретение установленного пра­вовыми нормами объекта налоговых правоотношений.

Признаки правоотношений:

· правоотношения - это общественные отношения;

· правоотношения существуют в неразрывной связи с пра­вовыми нормами;

· участники правоотношений связаны взаимными правами и обязанностями;

· правоотношения носят волевой характер;

· правоотношения охраняются принудительной силой го­сударства.

Налоговые правоотношения, как и любые иные, состоят из трех элементов, к которым относятся: субъекты налоговых пра­воотношений; объект налоговых правоотношений; содержание налоговых правоотношений.

Основанием возникновения, изменения и прекращения на­логовых правоотношений являются юридические факты - фак­ты реальной действительности, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правоот­ношений.

Субъектаминалоговых правоотношений признаются государственные органы, указанные в ст. 4 Налогового кодек­са, с одной стороны, и плательщики налогов, сборов (пош­лин), перечень которых предусмотрен ст. 13 Налогового ко­декса, с другой.

Так, в соответствии со ст. 4 Налогового кодекса в качестве участников налоговых правоотношений со стороны государства выступают:

• Министерство по налогам и сборам и инспекции Мини­стерства по налогам и сборам Республики Беларусь;

• Государственный таможенный комитет Республики Бела­русь и таможни;

• республиканские органы государственного управления, ор­ганы местного управления и самоуправления, а также уполномо­ченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных орга­нов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

• Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы (при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом и другим законодательством).

В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса плательщиками признаются организации и физические лица, на которые в соот­ветствии с законодательством возложена обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин).

Под организациями понимаются:

• юридические лица Республики Беларусь. Юридическим лицом Республики Беларусь в соответствии со ст. 14 Налогового кодекса признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Такие организации имеют статус налогового резидента Республики Беларусь и несут полную на­логовую обязанность по доходам, полученным как на террито­рии Беларуси, так и за ее пределами, а также по имуществу, рас­положенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

• иностранные юридические лица и международные организации. Иностранным юридическим лицом в соответствии со ст. 14 Налогового кодекса признается организация, местом на­хождения которой не является Республика Беларусь. Иностран­ные организации не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по до­ходам, полученным от деятельности на территории Беларуси, и по имуществу, расположенному на территории Беларуси.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса местом нахож­дения организации, по общему правилу, признается место его государственной регистрации;

• простые товарищества (участники договора о совместной деятельности). От имени простого товарищества налоговую обя­занность исполняет участник, на которого договором возложена
обязанность по ведению общих дел либо получивший выручку от совместной деятельности до ее распределения;

• хозяйственные группы. От имени хозяйственной группы налоговые обязанности исполняет головная организация (цент­ральная компания) либо участник хозяйственной группы, кото­рый в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы;

• филиалы, представительства и иные обособленные подраз­деления юридических лиц, имеющие отдельный баланс и теку­щий (расчетный) либо иной банковский счет, которым предо­ставлено в соответствии с законодательством право исполнять налоговые обязанности юридических лиц.

Вышеперечисленные организации как плательщиков нало­говых платежей следует подразделить на частные и государ­ственные, которые в свою очередь подразделяются на ком­мерческие и некоммерческие (финансируемые из бюджета). Бюджетные организации в отличие от коммерческих освобож­дены от обязанности по уплате некоторых налогов и сборов, что в свою очередь требует законодательного закрепления понятия бюджетной организации, Так, в соответствии со ст. 16 Налогового кодекса организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в том числе местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций неком­мерческого характера, которая финансируется из соответст­вующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет теку­щий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и ведет бухгалтерский учет в соот­ветствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержден­ным в установленном порядке.

К указанным организациям не относятся организации:

• получающие дотацию (целевое финансирование) за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

• получающие из бюджета средства для осуществления пред­принимательской деятельности.

Под физическими лицами понимаются:

• граждане Республики Беларусь;

• граждане либо подданные иностранного государства;

• лица без гражданства (подданства).

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса налоговыми ре­зидентами Республики Беларусь признаются физические лица независимо от отсутствия гражданства или принадлежности к гражданству Республики Беларусь либо иностранного государства, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году.

Временем фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь признается время его непо­средственного пребывания на территории Беларуси, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы государствен­ной территории на лечение, отдых, в командировку или на уче­бу, за исключением времени, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:

• в качестве лица, имеющего дипломатический или консуль­ский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

• в качестве сотрудника международной организации, со­зданной по межгосударственному соглашению, участником ко­торого является Республика Беларусь, или в качестве члена се­мьи такого сотрудника;

• на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находи­лось в Республике Беларусь исключительно с этой целью или с этими целями;

• исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через террито­рию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспорт­ного средства на другое при таком следовании (транзитное следование).

К физическим лицам как налогоплательщикам приравнива­ются индивидуальные предприниматели, которыми в соответст­вии со ст. 19 Налогового кодекса признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринима­телей, а также частные нотариусы.

Следует отметить, что физические лица, не зарегистриро­вавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность в на­рушение требований законодательных актов, при исполнении обязанностей, возложенных на них актами налогового законодательства, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Таким образом, при осуществлении незаконной предпринимательской деятельно­сти виновные в нарушении законодательства физические лица кроме применения к ним мер юридической ответственности будут обязаны уплатить налоговые платежи, исчисленные налоговыми органами в соответствии с налоговым законода­тельством.

Объектомналоговых правоотношений в теории нало­гового права признаются денежные средства (валовая выруч­ка, прибыль, фонд оплаты труда и т.п.), физические величины (объемы добываемых из природной среды ресурсов, площадь земельного участка, игровой стол и т.п.), стоимость имущест­ва (стоимость объекта, не завершенного строительством, остаточная стоимость имущества, являющегося основными фондами, и т.п.).

К объектам налоговых правоотношений (налогообло­жения) относятся товары в стоимостном или количественном выражении, стоимость работ и услуг, доходы, дивиденды и проценты.

В соответствии со ст. 29 Налогового кодекса товаром при­знается, по общему правилу, реализуемое или подлежащее реа­лизации имущество. Исключения из данного определения могут быть установлены таможенным законодательством. Местом реа­лизации товаров в соответствии со ст. 32 Налогового кодекса, по общему правилу, признается место:

• нахождения товаров, если они не отгружаются и не транс­портируются;

• нахождения товаров в момент начала отгрузки или транс­портировки, если эти товары отгружаются или транспортируют­ся продавцом, покупателем или другим лицом (организацией или физическим лицом);

• монтажа, установки или сборки товаров, если эти товары не могут быть по техническим, технологическим или иным подоб­ным причинам доставлены получателю иначе как в разобранном либо несобранном виде, а монтаж, установка или сборка произ­водятся продавцом этих товаров или от его имени.

Если реализация товаров (работ, услуг) носит вспомога­тельный характер по отношению к реализации других основ­ных товаров (работ, услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров (работ, услуг).

Работой в соответствии со ст. 30 Налогового кодекса при­знается деятельность, результаты которой имеют материаль­ное (овеществленное) выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физи­ческих лиц.

Услугой в соответствии со ст. 30 Налогового кодекса призна­ется деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доходом признаются деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия либо от какого-нибудь рода дея­тельности.

Плательщики в соответствии со ст. 34 Налогового кодекса могут получать доходы от источников, находящихся как на тер­ритории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Дивидендом в соответствии со ст. 35 Налогового кодекса признается любой доход, начисленный унитарным предприяти­ем собственнику его имущества, иной организацией (кроме про­стого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Дивидендами для целей налогообложения в соответствии со ст. 35 Налогового кодекса не признаются выплаты участнику (акционеру) организации:

• в денежной или натуральной форме и размере, не превы­шающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе участника (акционера) из состава участников организации;

• в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), про­изведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (ак­ционеров).

Процентами в соответствии со ст. 35 Налогового кодек­са признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным серти­фикатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогич­ным долговым обязательствам (за исключением предусматри­вающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.

Содержаниеналоговых правоотношений - это юри­дическая связь между участниками (субъектами) налого­вых правоотношений, выраженная в наличии у субъектов предоставленных им налоговыми нормами прав и возложен­ных на них обязанностей. Таким образом, содержанием нало­говых правоотношений являются права и обязанности его субъектов.

Наши рекомендации