Права комиссионера по договору комиссии.

Указанным обязанностям комитента корреспондируют уста­новленные законодательством права комиссионера.

Итак, комиссионер имеет право требовать уплаты ему комис­сионного вознаграждения в порядке и размерах, предусмотренных договором комиссии, а также право на получение дополни­тельного вознаграждения за делькредере и на возмещение иных расходов, связанных с исполнением поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных, чем предусмотрено договором, условиях, он, по общему правилу, имеет право на половину суммы, полученной сверх предусмот­ренной договором. Однако иные условия распределения допол­нительно полученной денежной суммы могут быть установлены договором.

Комиссионер имеет право заключить договор субкомиссии с третьим лицом, если ограничения на заключение договора субкомиссии не установлены в договоре комиссии. При этом он остается обязанным перед комитентом за исполнение обусловленного договором комиссии поручения. Однако по договору субкомиссии комиссионер занимает место комитен­та, а комиссионером становится третье лицо. Заключение до­говора субкомиссии будет означать, что первоначальный ко­миссионер осуществляет не что иное, как посредническую деятельность.

При заключении договора комиссии в процессе осуществле­ния коммерческой деятельности по розничной торговле комис­сионными товарами комиссионер вправе отказать комитенту в приемке бывшего в употреблении товара, если невозможна проверка его качества или если он может представлять опас­ность с точки зрения санитарно-гигиенических правил.

В том случае, если исполнение поручения комитента на его условиях становится невозможным или интересам коми­тента может быть причинен ущерб по иным основаниям, ко­миссионер с целью защиты интересов комитента вправе от­ступить от его указаний. Однако это возможно, если комис­сионер в сложившихся обстоятельствах не смог запросить у комитента дополнительных указаний или получить ответ на свой запрос в разумный срок. По договору комиссии комитен­ту, осуществляющему предпринимательскую деятельность, может быть предоставлено право отступать от указаний коми­тента без предварительного запроса, однако с обязательным уведомлением о таких отступлениях в разумный срок после их совершения.

Комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по дого­вору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему в про­цессе исполнения поручения комитента и за его счет. Указанное право предоставлено комиссионеру ст. 340 ГК. Однако при наличии кредиторов комитента, требования которых в соответст­вии со ст. 60 ГК подлежат первоочередному по отношению к требованиям комиссионера удовлетворению, указанные кре­диторы не лишаются в отношении имущества комитента, на­ходящегося у кредитора, предоставленных им законодательством прав.

В случае, если у комиссионера возникнут сомнения в том, что его услуги будут оплачены, он имеет право удерживать у себя имущество комитента в обеспечение своих требований по дого­вору комиссии. Однако указанное право комиссионера прекра­щается в случае объявления комитента экономически несостоя­тельным (банкротом). В этом случае комиссионер становится членом собрания кредиторов, которое созывается после возбуж­дения хозяйственным судом производства по делу о банкрот­стве. Требования комиссионера к комитенту в указанном случае приравниваются к требованиям, обеспеченным залогом, и удов­летворяются в соответствии со ст. 60 ГК в порядке четвертой очереди.

Комиссионер, осуществляющий коммерческую деятельность по розничной торговле комиссионными товарами, имеет право производить уценку имущества, принятого на комиссию. Поря­док и размеры уценки товаров, принятых на комиссию, согласо­вываются комиссионером и комитентом при заключении дого­вора комиссии.

В случае отказа комиссионера от исполнения договора ко­миссии в соответствии с законодательством он имеет право на получение комиссионного вознаграждения за сделки, совершен­ные до прекращения договора. Кроме того, комиссионер имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с исполне­нием указанных сделок.

ПЛАН УРОКА № 11

Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»

Тема 11. Налоговое право как способ регулирования коммерческой деятельности.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятие «налогообложение», «налог», «налоговые правоотношения», уметь раскрывать признаки налогообложения, различать субъекты и объекты налоговых правоотношений, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Чигир В.Ф «Гражданское право», Мн. 2000.

Междисциплинарные связи: Гражданское право, Хозяйственное право, Налоговое право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение понятия «комиссионер», «комитент».

Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику основных прав комиссионера.

2. В чем заключаются обязанности комиссионера по договору комиссии?

3. Какие права комитента вытекают из договора комиссии?

4. Назовите обязанности комитента по договору комиссии.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Налогообложение: понятие и сущность.

2. Признаки налогообложения.

3. Налог как юридическая категория.

4. Налоговые правоотношения: понятие и элементы.

5. Юридическая ответственность за нарушение норм налогового законодательства.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний.

Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Что такое налогообложение?

2. Охарактеризуйте основные признаки налогообложения.

3. Дайте определение налога как юридической категории.

4. Назовите субъектов налоговых правоотношений.

5. Что является объектом налоговых правоотношений?

6. Какие налоговые правонарушения Вы знаете?

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

**********************************************************************************

Наши рекомендации