Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь

Налоги – это обязательные, безвозмездные, не возвращаемые сборы, взимаемые правительством для целей государственной политики. Они являются основными инструментами регулирования экономики и доходов государства. Сущностный аспект налогов реализуется в деятельности обще­ства по распределению и перераспределению национального до­хода и части денежных доходов населения. Возникновение и функционирование налогов сопровождается установлением взаимоот­ношений между широким кругом субъектов, представленных раз­личными подразделениями государственных и местных органов власти, а также пред­приятиями и домохозяйствами.

В современных условиях налоги выполняют две ос­новные функции: фискальную и экономическую. Фискаль­ная функция является основной. Используя ее, государс­тво формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инстру­мента перераспределения национального дохода, стимулирования производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производс­тву товаров и услуг.

Содержание налогов раскрывает широкий спектр процессов, связанных с их формированием, распределением, использовани­ем и регулированием деятельности субъектов экономики. Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

В странах с рыночной экономи­кой при построении системы налогообложения опираются на об­щие принципы, заложенные А. Смитом еще в XVII веке, среди которых можно выделить:

• обязательность— принудительность и неизбежность изъятия налогов для финансового обеспечения государства и местных ор­ганов власти;

• равномерность и справедливость по отношению ко всем нало­гоплательщикам;

• всеобщность— охват всех субъектов, располагающих дохода­ми;

• административная простота— налоговая система должна быть простой и понятной, а административные издержки по управле­нию налогами— минимальными;

• гибкость— налоговая система должна реагировать на изме­нения социально-экономических условий;

• стабильность— устойчивость во времени;

• эффективность — стремление к эффективному распределе­нию ресурсов, установление необлагаемого минимума доходов и др.

Налогообложение характеризуется понятием налоговая база, которая представляет собой сумму, с которой взимаются налоги.

Наиболее распространенными элементами налоговой базы в странах Западной Европы и США являются: выручка, прибыль, фонд оплаты труда, стоимость недвижимости, стоимость импорта, розничный оборот товаров и услуг.

Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование. Она включает такие элементы, как: систему налогов и сборов, установленных в стране; систему налогового законодательства; систему налоговых органов.

Налоговая система характеризуется следующими основными параметрами:

· налоговым бременем - процентным отношением всей суммы собираемых в бюджете страны налогов к валовому внутреннему продукту. В странах с социально ориентированной рыночной экономикой этот показатель достигает 40-45%. Существует определенная зависимость между величиной налоговой ставки (R) и суммой поступлений в бюджет (Y). Эта зависимость отражена Кривой Лаффера (рис.10.1), в соответствии с которой при увеличении ставок налогов поступления от данного вида платежа в бюджет

           
    Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь - student2.ru
 
Ymax
 
 
   
Rmax

Рис.10.1 Кривая Лаффера

до определенного предела этих ставок растут, при увеличении их сверх определенного уровня поступления в бюджет сокращаются. Плательщик в данной ситуации прекращает свою деятельность, либо уводит ее «в тень»;

· соотношением налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;

· соотношением прямых и косвенных налогов;

· структурой прямых налогов. Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. В данном случае учитывается, какая сумма налогов поступает в бюджет от налогов, взимаемых с прибыли (дохода) и с других объектов налогообложения.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается около 30 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп: 1)подоходный налог, на прибыль и на доходы от прироста капитала; 2)отчисления в фонды социального страхования, включающие все обязательные платежи, проценты застрахованными лицами или их работодателями государственным учреждениям, осуществляющим выплаты пособий по социальному обеспечению; 3)налоги на фонд заработной платы; 4)налоги на недвижимое имущество; 5)внутренние налоги на товары и услуги, включающие в себя все налоги и пошлины на производство, добычу, продажу, перевозку товаров и оказание услуг и оказание услуг или занятие определенным видом деятельности и акцизы;6)налоги на внешнеэкономическую деятельность; 7) прочие налоги. Налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов.

Система налоговых органов Беларуси состоит из Министерства по налогам и сборам, в т.ч. 157 инспекций, по 1 по областям и г.Минску и 150 – по районам, городам и районам в городах.

В рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка Doing Business-2012(согласно ежегодному докладу Международной Финансовой Корпорации и Всемирного Банка, который оценивает 10 областей регулирования предпринимательской деятельности в 183-х странах) Беларусь находится на 69-м месте. Самый очевидный прогресс связан с налогообложением. Беларусь по этому показателю долгое время занимала последнее, 183-е место. Сейчас совершен скачок на 27 мест. И это притом, что в расчет брались изменения, которые произошли лишь в 2010 году. Тогда, напомним, были отменены несколько налогов, в том числе налог с оборота и налог с продаж, упрощены ряд процедур налогового администрирования.

10.4 Бюджетный дефицит, его причины и виды: структурный и циклический. Финансирование бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит— это сумма, на которую за данный пе­риод времени расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит равен разнице между государственными расходами и доходами, бюджетный профицит – наоборот. В государствах с нормально функционирующей рыночной экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВВП является допустимым.

Различают структурный дефицит и циклический дефицит го­сударственного бюджета. Структурный дефицит— это дефицит при естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется цикличес­ким дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется цикличес­ким излишком. Основными способами финансирования бюджетного дефицита являются:

· увеличение налогов (посредством увеличения налоговых ставок или введения новых налогов), что приводит к росту государственных доходов. Данная мера используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и сокращению объема выпуска продукции и оказания услуг;

· денежное финансирование. Для этих целей в настоящее время практически не используется прямая эмиссия денег, а осуществляется монетизация дефицита. Монетизация – способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов Центрального банка или в форме отсроченных платежей;

· внутреннее и внешнее долговое финансирование посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг. При внутреннем долговом финансировании государство продает ценные бумаги субъектам хозяйствования и населению страны, выплачивая процент. Полученные от продажи новых государственных ценных бумаг деньги используются для погашения тех, срок обращения которых истек (происходит рефинансирование). При этом если государственные ценные бумаги продаются центральному банку, то это может привести к расширению предложения денег и инфляции, если же к покупке государственных ценных бумаг прямо или косвенно принуждаются различные финансово- кредитные институты, то это сдерживает их деловую активность. При внешнем долговом финансировании происходит продажа государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Такая ситуация становится возможной, если государственные ценные бумаги данной страны позволяют получить больший доход, чем ценные бумаги других государств.

С целью покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы также средства от приватизации государственной собственности.

Тема 11

ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ:

Наши рекомендации