Критерии отбора содержания учебного материала для школьных дисциплин
Критерий научной значимости, отражающий широту применения научных знаний. Знания, носящие всеобщий характер, должны включаться в первую очередь. На этом основании в действующие программы по химии включены Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, закон о сохранении и превращении энергии, теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и др.
Критерий соответствия объема содержания предмета времени, отведенному на изучение химии. В связи с сокращением часов на изучение химии должно изменяться и содержание предмета.
Критерий соответствия имеющимся в массовой школе условиям. В школах должны быть типовые кабинеты химии, оснащенные в соответствии с перечнями необходимого химического оборудования. Содержание практической (экспериментальной) составляющей школьного учебника должно соответствовать возможности химического кабинета проводить необходимые опыты.
Критерий соответствия Государственным образовательным стандартам.
Предложены также некоторые идеи, которые, следует учитывать при составлении любого курса естественнонаучного направления (Г.М. Голин).
Идея интегративности - предполагает раскрытие присущих любой науке межпредметных связей с другими науками, взаимопроникновение научных понятий, что расширяет кругозор учащихся и способствует формированию естественнонаучной картины мира.
Идея методологизации - предполагает, чтобы до учащихся был доведен не просто научные достижения, но и сам процесс их поиска, чтобы обучаемые осваивали и методы соответствующей (в нашем случае химической) науки, понимали связь между научным результатом и методами, которыми он получен.
Идея экологизации - подразумевает включение в учебники материала, позволяющего осуществлять элементы экологического образования и воспитания на уроках и внеклассной работе.
Идея экономизации - предполагает обратить внимание обучаемых на экономическую сторону практического использования достижений химической науки, ее прикладное значение и экономическую оценку научных решений.
В настоящее время Министерством образования РФ допущено и рекомендовано следующие учебники по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год
№ п/п | Авторы, название учебника | класс | Издательство | |||
Основное общее образование | ||||||
1 | Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия | Просвещение | ||||
2 | Габриелян О.С. Химия | Дрофа | ||||
3 | Габриелян О.С. Химия | Дрофа | ||||
4 | Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия | Вентана-Граф | ||||
5 | Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия | Вентана-Граф | ||||
6 | Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия | Ассоциация XXI век | ||||
7 | Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия | Ассоциация XXI век | ||||
8 | Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия | Русское слово | ||||
9 | Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия | Русское слово | ||||
10 | Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия | АСТ, Астрель | ||||
11 | Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия | АСТ, Астрель | ||||
12 | Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия | Просвещение | ||||
13 | Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. Химия | Просвещение | ||||
14 | Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия | Баласс | ||||
15 | Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия | Баласс | ||||
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||||
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия (профильный уровень) | Дрофа | |||||
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия (профильный уровень) | Дрофа | |||||
Габриелян О.С. Химия (базовый уровень) | Дрофа | |||||
Габриелян О.С. Химия (базовый уровень) | Дрофа | |||||
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень) | Вентана-Граф | |||||
Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень) | Вентана-Граф | |||||
Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень) | Ассоциация XXI век | |||||
Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия (базовый уровень) | Ассоциация XXI век | |||||
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень) | Русское слово | |||||
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень) | Русское слово | |||||
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень) | Русское слово | |||||
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень) | Русское слово | |||||
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень) | Просвещение | |||||
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень) | Просвещение | |||||
Цветков Л.А. Химия (базовый и профильный уровни) | 10-11 | ВЛАДОС | ||||
Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год
№ п/п | Авторы, название учебника | класс | Издательство | |
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия (базовый уровень) | Дрофа | |||
Нифантьев Э.Е. Органическая химия (базовый и профильный уровни) | 11(10) | Мнемозина | ||
Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия (базовый уровень) | Просвещение | |||
Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия (базовый уровень) | Дрофа | |||
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А., Теренин В.И. Химия (профильный уровень) | Дрофа | |||
Чертков И.Н. Химия (профильный уровень) | Дрофа |
План анализа учебника
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" учитель имеет право работать по любому из учебников, включенных в федеральный перечень. Чтобы помочь учителю сделать выбор учебника, предлагаем схему анализа учебника.