Классификация наливных химических грузов по степени

ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ В СООТВЕТСТВИИ

С ГОСТ 12.1.007 – 76

1.1. Нижеприведенная классификация не распространяется на вредные вещества, содержащие радиоактивные и биологические вещества (сложные биологические комплексы, бактерии, микроорганизмы и т. п.).

1.2. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности:

1 – чрезвычайно опасные;

2 – высоко опасные;

3 – умеренно опасные;

4 – малоопасные.

1.3. Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости

от норм и показателей, указанных в таблице.

Отнесение вредного вещества к классу опасности производят по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности.

Показатели Нормы для класса опасности

Предельно допустимая

концентрация (ПДК) вредных 0,1 0,1 – 1,0 1,1 – 1,0 10

веществ в воздухе рабочей

зоны, мг/м3

Средняя смертельная доза 15 15 – 150 151 – 5000 5000

при введении в желудок, мг/кг

Средняя смертельная доза 100 100 – 500 501 – 2500 2500

при нанесении на кожу, мг/кг

Средняя смертельная 500 500 – 5000 5001 – 50000 50000

концентрация в воздухе, мг/м3

Коэффициент возможности 300 300 – 30 29 – 3 3

ингаляционного отравления

(КВИО)

Зона острого действия 6,0 6,0 – 18,0 18,1 – 54,0 54,0

Зона хронического действия 10,0 10,0 – 5,0 4,9 – 2,5 2,5

1.4. В соответствии с ГОСТ 12.1.005 – 76, ГОСТ 12.1.007 – 76 термины и определения, используемые при классификации, имеют следующие значения:

1.4.1. Вредное вещество – вещество, которое при контакте с opганизмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

1.4.2. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны – концентрация, которая при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8ч или при другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю. В течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

1.4.3. Средняя смертельная доза при введении в желудок – доза вещества, вызывающая гибель 50% животных при однократном введении в желудок.

1.4.4. Средняя смертельная доза при нанесении на кожу – доза вещества, вызывающая гибель 50% животных при однократном нанесении на кожу.

1.4.5. Средняя смертельная концентрация в воздухе – концентрация вещества, вызывающая гибель 50% животных при двух – четырехчасовом ингаляционном воздействии.

1.4.6. Коэффициент возможности ингаляционного отравления – отношение максимально достижимой концентрации вредного вещества в воздухе к средней смертельной концентрации вещества для мышей.

1.4.7. Зона острого действия – отношение средней смертельной концентрации вредного вещества к минимальной пороговой концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций.

1.4.8. Зона хронического действия – отношение минимальной пороговой концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, к минимальной пороговой концентрации, вызывающей вредное действие в хроническом эксперименте по 4 ч, пять раз в неделю на протяжении не менее четырех месяцев.

ПРИЛОЖЕНИЕ. 2

Справочное

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ЧИСТОТЫ ТАНКОВ НА ПРИСУТСТВИЕ

СЛЕДОВ ТЕМНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ, МАСЕЛ, ХЛОРИДОВ,

И ДРУГИХ ГРУЗОВ

1. Проверка чистоты танков на присутствие следов темных нефтепродуктов производится следующим образом.

Участок поверхности танка площадью 1 м2, где наиболее вероятен неполный отмыв ее (труднодоступные места, днищевой набор и т. д.), протирается чистой ветошью, смоченной ароматическим углеводородом, например, толуолом. жидкость из ветоши после этого отжимается в чистую посуду. Далее в одну пробирку наливают концентрированную (96%) серную кислоту и оставляют ее как контрольную. В другую пробирку наливают 7 см3 той же кислоты и доливают 21 см3 выжатой из ветоши жидкости.

Эту пробирку встряхивают около одной минуты и дают смеси в ней отстояться. Если цвет кислоты не изменился по сравнению с контрольной пробиркой, то танк можно предъявлять для налива грузов, чувствительных к загрязнению нефтепродуктами.

В случае изменения цвета кислоты танк без повторной его мойки непригоден для налива таких грузов, как толуол, ксилолы, бензол.

2. Порядок определения присутствия следов масел на поверхности танков следующий.

Около 1 м2 площади поверхности танка протирается ветошью, смоченной 40 см3 метанола. После этого метанол выжимается из ветоши и собирается в пробирку, в которую добавляется 60 см3 дистиллированной воды. Смесь хорошо встряхивается и в течение 20 мин отстаивается. Если она остается прозрачной, то танк может быть предъявлен для приема груза, чувствительного к маслам, например, метанола.

Окраска смеси в молочный цвет свидетельствует о наличии на поверхности танка следов масла. В этом случае требуется повторная мойка танков.

3. Для проверки поверхности танка на хлориды необходимо около 1 м2 участка поверхности протереть ветошью, смоченной в дистиллированной воде. Воду из ветоши отжать, профильтровать и собрать в пробирку. В пробирку следует добавить несколько капель раствора нитрата серебра. Если хлориды есть, то вода в пробирке окрасится в молочный цвет. Это свидетельствует о том, что для налива таких чувствительных к хлоридам грузов, как метанол, этанол, гликоли, танки не готовы и их следует еще раз промыть.

4. При проверке чистоты танков следует иметь в виду, что ржавчина сама по себе может и не представлять опасности для качества груза, но в ней могут содержаться остатки грузов предыдущего рейса, которые способны испортить груз. Поэтому ржавчину также следует проверять на наличие в ней следов грузов. Для этого следует взять из танка несколько граммов ржавчины, размешать в толуоле, метаноле или в дистиллированной воде и далее проверить приемами, описанными в п.п. 1 – 3.

5. Для проверки присутствия в ржавчине остатков других грузов (кроме нефти и темных нефтепродуктов, масел и хлоридов) следует взятую из танков ржавчину поместить в чистую прозрачную стеклянную бутылку, залить ее грузом, который предстоит наливать (или родственным ему), и дать отстояться в течение 5 мин. Если изменение цвета не произошло, то бутылку следует хорошо встряхнуть и дать еще отстояться в течение 15 мин. Отсутствие изменения цвета позволяет считать, что танки можно предъявлять к приему груза. В случае, когда изменение цвета произошло, то содержимое в бутылке следует профильтровать. Изменение цвета профильтрованной смеси означает, что танки требуют дополнительной подготовки.

6. Изложенные в данном Приложении методы проверки чистоты танков не являются обязательными для представителей грузоотправителя, грузополучателя и экспертов, осуществляющих осмотр танков и определяющих их пригодность для приема груза.

7. Работы по проверке чистоты танков следует выполнять в соответствии с требованиями правил техники безопасности при посещении закрытых помещений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

Наши рекомендации