Что вы видите, есть то, что вы подучаете

Внешний вид имел важнейшее значение для римлян. Они вели свои дела лицом к лицу. Военачальники должны были лично демонстрировать своим воинам физическое и ораторское превосходство. Необходимо было предстать перед глазами подчиненных в самом выгодном свете. Представление римлян о себе основывалось на том, как воспринимали их другие. Их добродетели и пороки были открытой книгой и проявлялись в их манере одеваться, в тоне их голоса и выборе жестов. Они постоянно находились на театральной сцене, но играли всегда самих себя. Поскольку о них судили по внешнему виду, тот, кто пренебрегал этим, утрачивал уважение окружающих как гражданин или мужчина. По взгляду на мужчину можно было сказать всю правду о нем.

Знаменитый римский цензор Катон носил тесно облегающую тогу. Произнося речи, он говорил вдумчиво, сдержанно, со скупыми жестами. Тем самым он являл образец своей политической программы: простота и выдержка.

У римлян существовал очень строгий эстетический принцип внешнего вида. У них был собственный неповторимый стиль, который они называли «культом». Этот культ объединял мытье тела, определенный стиль прически, аккуратное подстригание бороды и особенно адекватное питание. Несоблюдение культа свидетельствовало о пренебрежении к самому себе. Обжорство считалось пороком, а тучность — унижающей человека слабостью. Цензоры изгоняли тучных всадников из армии. Чтобы выглядеть поджарыми, римлянам приходилось соблюдать специальную диету Эта диета имела уникальные правила, о которых мы поговорим позже.

История свидетельствует и о том, что спартанские воины уделяли большое внимание своему внешнему виду. Плутарх пишет, что спартанцы отращивали длинные волосы, поскольку считали, что это придает сильному мужчине большую привлекательность. Обритая голова служила признаком поражения. «Скинхед» считался неудачником. Греки идеализировали внешность и сословие. Это становится очевидным, стоит только посмотреть, как они изображали своих олимпийских атлетов, героев и богов в произведениях живописи и скульптуры.

У древних греков существовала популярная поговорка: «Скажи мне, что ты ешь, с кем и как, и я скажу тебе, кто ты!»

Статус воина

Римские солдаты обязаны были принимать священную клятву, называемую «Сакраментум» (ЗасгатепШт), которая освобождала их от всех запретов и ограничений гражданской жизни. Они одевались не так, как гражданское население; солдаты не носили тоги или светлые одежды. Они носили темно-крас- ные туники, на которых были не так заметны кровавые пятна.

Воин обязан был безоговорочно подчиняться приказам убивать или умирать. Трудности воинской жизни, боевые раны и шрамы являлись предметом гордости. Легионеры имели высокий статус и пользовались уважением.

Великие философы, историки и ораторы часто были так или иначе связаны с солдатами и воинами. Аристотель (384-322 до н.э.) был наставником Александра Великого. Ксенофонт (428-354 до н.э.), главный соратник Сократа, был в числе афинских наемников, служивших в персидской армии под командованием Кира-младшего. Демосфен (384-322 до н.э.), последний оратор свободных Афин, был постоянным оппонентом в спорах с Филиппом Македонским и его сыном Александром Великим. Он покончил с собой, выпив яд.

Философия и духовность существовали рука об руку с мечом. Воины окружали себя философами и наставниками, а духовные лидеры были готовы жертвовать собственной жизнью во имя идеи.

Рыцарский дух

Один из элементов инстинкта воина, подтверждение которому мы находим в истории человечества, проявлялся в том, как мужчины использовали оружие, чтобы защищать самих себя, свою честь и честь любимых ими людей. Обычно мужчин с юных лет обучали воинскому мастерству — фехтованию, борьбе, а позднее и стрельбе. В греко-римский период ношение оружия являлось правом и привилегией свободных людей. Дуэли были популярны среди свободных мужчин с библейских времен. Американский государственный деятель Александр Гамильтон и русский поэт Александр Пушкин являются примерами великих людей, которые погибли на дуэли, защищая свою честь. Дуэль считалась естественной частью жизни вплоть до двадцатого столетия.

Добродетели и пороки

Смелость, щедрость, преданность и самопожертвование были чертами, почитавшимися в греко-римском обществе. Римляне считали, что трусость достойна жестокого наказания. Римлян побуждали быть азартными, рисковать, и они испытывали искушение играть с судьбой, чтобы посмотреть, как далеко они могут зайти в этой рискованной игре. Авантюрный склад характера, жажда приключений считались мужественным образом жизни. Истории о воинах, которые путешествовали в отдаленные и опасные места, составляли часть греческой и римской мифологии. Инстинкт воина, побуждающий людей идти на риск и даже подвергать себя смертельной опасности, являлся неотъемлемым элементом жизни.

Самоконтроль был делом жизни и смерти в древнеримском мире. Сексуальные страсти и злоупотребление чем-либо считались серьезными слабостями, способными изнежить тело. Древние греки и римляне считали, что героизм защищает их от смерти. Позвольте мне отметить, что способность противостоять боли, голоду и страху считалась основной силой воина. Для римлян война являлась «соревнованием на преодоление боли». Побеждали те, кто умел переносить самые сильные страдания.

Поскольку боль и лишения являлись неотъемлемой частью военной жизни, воинам необходимо было закалять себя, чтобы побеждать страх и быть стойкими и выносливыми перед лицом тягот военной жизни. Такие полководцы, как Помпей и Муций Сцевола, специально подвергали себя физическим пыткам.

ГРЕКО-РИМСКИЙ ВОИНСКИЙ цикл

В цикле римлян лишения чередовались с компенсаций. Типичный цикл был основан на интенсивной активности в течение дня и расслаблении по вечерам. Существовал и годовой цикл на основе времен года:

♦ с весны по лето включительно было время для войны и работы;

♦ зима была временем мира;

♦ осень была переходным периодом между войной и миром. Это был сезон «Игр».

Каждый цикл имел свои правила. Следование этим правилам было обязательным.

В римском и греческом обществе существовали четкие классовые различия, и каждый социальный класс — богатые, бедные, свободные люди, рабы — имел собственные правила. Расскажу вам о самых главных правилах и социальных нормах поведения.

Как вы увидите, у бедняков была другая пища, отличавшаяся от пищи элиты. Следует также отметить, что людям, занимавшимся тяжелым физическим трудом, и солдатам, часто находившимся в экстремальных условиях, необходимо было удовлетворять высокую потребность в калориях путем потребления углеводов в течение дня. Однако в мирное время потребление углеводов в дневные часы было минимальным и сводилось к потреблению сырых продуктов, таких как овощи и фрукты.

Римская полиция питания

Запреты на потребление некоторых продуктов для соблюдения норм питания четко соблюдались, особенно в военное время. Это значило, что определенные яства и лакомства не разрешалось продавать в другие дни, кроме праздничных. Цезарь разослал по рынкам специальные надзирающие бригады, которые отбирали продукты, не разрешенные к продаже. Солдаты вламывались в дома горожан, чтобы проверить, что подается на стол. В военное время устанавливалась максимальная годовая сумма, которую горожане могли потратить на такие продукты, как бекон или солонина.

Дневная активность

Дневное время было посвящено труду и сражениям. Римлянам приходилось сражаться в течение дня, испытывая тяжелые физические нагрузки и тревогу. Днем необходимо было находиться начеку. Роскоши, удовольствиям и бахвальству не было места.

Единственной функцией пищи в течение дня была функция восстановления сил. Люди ели, не присаживаясь. В периоды лишений, например во время походов, солдаты питались одними сухими галетами и водой. При этом римляне в общем не были поклонниками сухой пищи; они ели ее только для поддержания сил. В путешествиях люди часто ели хлеб и финики, так как не имели ни времени, ни возможностей для стряпни.

Бедняки или те, кто не хотел дожидаться вечерней трапезы, питались сухим хлебом, вареными остатками овощей или луком. Бедняки часто пребывали на грани голодного истощения и ели в течение дня, чтобы выжить. В отличие от них аристократы и воины ели один раз в день, вечером. В течение дня они сводили потребление пищи в основном к сырым, неприготовленным продуктам.

Вечерние удовольствия

Римские вечера были отданы расслаблению, удовольствиям и общению, в том числе с членами семьи. Центром этого отдыха была вечерняя трапеза, которая называлась сепа. Ранним вечером римские граждане посещали общественные бани — термы. Это был своеобразный ритуал перехода от физической активности дня к вечернему отдыху.

Для людей было естественно предаваться отдыху вечером и прятать на это время все свои заботы и тревоги. Люди не говорили о делах. У богатых были рабы-музыканты. Те, кто не умел расслабляться, считались людьми с грубой или жестокой душой. Но даже при всех этих правилах римлянам, с их воинской дисциплиной, всегда было свойственно сохранять некоторую настороженность. Они сидели на римских стульях без спинок, что позволяло им не расставаться со своими мечами. Вечерний отдых служил подготовкой ко сну. Сон был необходим римлянину, которому приходилось подниматься на рассвете. Бессонница считалась признаком слабости, угрызений совести, сожалений, беспокойства или нечистой совести.

КОНЦЕПЦИЯ ПИЩИ И РИМСКАЯ ДИЕТА

Представление римлян о пище было символическим и чувственным. В соответствии с их убеждениями, сырые продукты считались животным кормом. Римляне думали, что если человек будет есть ту же пищу, что и дикие животные, он сам может превратиться в дикого зверя. Несмотря на то, что римляне придерживались такого убеждения, они ели сырые продукты днем, в период преимущественного воздержания от пищи.

Римляне глубоко верили в человеческие чувства и культуру. Поэтому пища приготавливалась по вечерам таким образом, чтобы она отличалась от своего сырого состояния. Для них мягкая пища была противоположностью грубой, жесткой, сырой и потому «анималистической» пище. Во время сепа еду готовили, ели её теплой, она была лучшего качества.

Диета «плебса»

Пищевой рацион плебса (простых людей) состоял в основном из зерновых и бобовых. Мясо, сыр, рыбу, морепродукты и яйца можно было достать, но регулярно есть их могли позволить себе только состоятельные люди. Бедные и работающее население Рима любили сыр, морепродукты и копченое мясо, если были в состоянии купить все это, но в основном были вынуждены довольствоваться вегетарианской пищей, прежде всего зерновыми. В результате они страдали от недостаточного потребления белков. Для восполнения нехватки белков они сочетали крупы с бобовыми; бобы и горох были для них основными источниками белка. Они готовили зерновые и бобы двумя методами: перемалывали в муку и пекли хлеб или варили в воде.

Рационы потребления алкоголя

Интересно отметить, что рационы потребления вина и пива в армии в ранней современной Европе были довольно высокими. Например, дневная норма потребления вина в испанском флоте XVI века составляла 1,14 л на человека. Ежедневные нормы пива и вина у солдат русской армии XVIII века составляли 3,5 и 0,25 л соответственно. Британский матрос в период наполеоновских войн получал в день до 4,5 л пива. С учетом этих дневных норм можно сделать вывод о том, какую роль играл алкоголь в исторических военных кампаниях.

Наши рекомендации