Расчетно-графическая работа
Выполнение расчетно-графических работ по дисциплине «Концепции современного естествознания» не предусмотрено.
Творческое задание
7.1. Примерные задания
Творческие задания по курсу «Концепции современного естествознания» связаны с самостоятельной исследовательской работой студента в музеях города Москвы.
Примерные задания:
1. Мемориальный Музей авиации и космонавтики:
· Становление астрономической картины мира.
· Астрономия в античном мире.
· Астрономия в эпоху нового времени.
· Особенности совоременной астрономии.
· Место космонавтики в системе исследования космоса
· История отечественной космонавтики
· Космические корабли как инструменты исследования космоса.
· Вклад отечественных космонавтов в развитии представлений о Вселенной.
2. Дарвиновский музей:
· Вехи биографии Ч.Дарвина.
· Основные этапы развития представлений о жизни и ее эволюции.
· Алхимия как предшественница химии.
· Теория эволюции Ламарка.
· Роль Уоллеса в развитии учения Ч.Дарвина.
· Основные факторы эволюции по Ч.Дарвину.
· Синтетическая теория эволюции.
· Теория эволюции и экология.
· Современные представления о происхождении человека.
Аналогичные задания можно выполнить в Политехническом музее, Минералогическом музее и др.
7.2. Требования к выполнению творческого задания
Творческое задание выполняется самостоятельно или в составе малой (2-3 человека) творческой группы. Как правило, итоги выполнения творческого задания отражаются в отчете (до 10 стр.) о посещении соответствующего музея с приложением входных билетов. Текст желательно сопроводить фотографиями экспонатов, таблиц, графиков, размещенных в музее и помогающих аргументировано раскрыть изучаемую тему. По итогам отчета студенты готовят электронную презентацию для показа на семинаре или студенческой учебно-теоретической конференции.
7.3. Критерии оценки творческого задания
Творческое здание получает оценку «зачтено», если выполнены требования, предъявляемые к нему. В противном случае работа студента оценки не получает.
Тестирование
8.1. Примерные задания
Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответа с соответствующими номерами. В этом случае обведите кружком номер того из предложенных вариантов ответов, который кажется Вам правильным. Правильными могут быть несколько ответов. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа.
Вариант 1
1. Идею «первотолчка», благодаря которому Бог «запустил» движение Вселенной, впервые выдвинул:
А) Аристотель
Б) Ньютон
В) Кант
Г) Платон.
2. Среди теоретических методов исследования отсутствует:
А) логический
Б) исторический
В) экспериментальный
Г) дедуктивный.
3. Выберите правильное понимание роли правополушарного и левополушарного мышления
Мышление | Варианты ответов | ||
первый | второй | третий | |
Правополушарное | Одномоментно схватывает бесконечные связи, формируя целостный полнокровный образ | Соответствует представлением о рассудке | Передает информацию в речи без значительных искажений |
Левополушарное | Создает однозначный контекст в виде логически организованной системы | Соответствует представлениям о разуме | Выходит за рамки непосредственного чувственного восприятия |
4. Величину сил, действующих между электрическими зарядами, впервые установил:
А) Г.Грей
Б) М.Ломоносов
В) А.Вольта
Г) Ш.Кулон.
5. .Революция в естествознании к началу ХХ в. была связана с открытием:
А) закона всемирного тяготения
Б) закона сохранения энергии
В) явления фотоэффекта
Г) явления радиоактивности.
6. Влияние Солнца на Землю не проявляется:
А) в приливах и отливах морей и океанов
Б) в магнитных бурях в магнитосфере
В) в ионизации газов в атмосфере
Г) в вулканической деятельности.
7. Строение и свойства молекул химических соединений; превращение веществ; условия протекания химических реакций – изучает:
А) физическая химия
Б) химическая физика
В) неорганическая химия
Г) органическая химия.
8. Для живых организмов не характерно:
А) способность обмена с окружающей средой
Б) метаболизм
В) деление и отпочкование
Г) закрытость системы.
Вариант 2
1. В эпоху Просвещения ньютонова идея о крайней разреженности мировой материи, не вызывающей заметного торможения планет, была заменена упрощенным и жестким принципом:
А) взаимодействия
Б) всемирной симпатии
В) дальнодействия
Г) апперцепции.
2. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И.Кант впервые выдвинул:
А) электромагнитную теорию
Б) небулярную теорию
В) клеточную теорию
Г) теорию происхождения биологических видов.
3. Научная революция – это:
А) бунт научных работников против условий и оплаты труда
Б) глубинные преобразования способов познания
В) коренная перестройка промышленного производства
Г) преобразование государственных и административных структур.
4. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:
А) системность
Б) обоснованность
В) верифицируемость
Г) фальсифицируемость.
5. Структура атомов определяется:
А) гравитацией
Б) электромагнетизмом
В) сильным взаимодействием
Г) слабым взаимодействием.
6. Время в понимании теории относительности – это:
А) последовательность изменений, происходящих в материальных вещах
Б) способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим
В) доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении
Г) четвертая координата движения тела.
7. Энергия Солнца поддерживается за счет:
А) бета-распада
Б) ядерного излучения
В) термоядерного синтеза
Г) распада радиоактивных элементов.
8. По современным представлениям, химическое соединение обладает:
А) только постоянным составом
Б) макромолекулярным составом
В) одним или несколькими химическими элементами
Г) только переменным составом.
9. Совокупность особей одного вида, имеющих единый генофонд и занимающих единую территорию, называется:
А) биосфера
Б) биоценоз
В) популяция
Г) биогеоценоз.
Вариант 3
1. Первое лабораторное наблюдение гравитационного притяжения между двумя телами, было осуществлено:
А) Ньютоном
Б) Кавендишем
В) Маскелайном
Г) Гюйгенсом.
2. В эпоху Просвещения природу теплоты, образующейся при нагревании тел, объясняли наличием некой тонкой жидкости в порах тел между частицами вещества, которую назвали:
А) огнерод
Б) теплород
В) водород
Г) флюид.
3. Сильное взаимодействие испытывают:
А) электроны
Б) протоны
В) нейтрино
Г) фотоны.
4. Пространство в понимании современной физики это:
А) свойство человеческого сознания упорядочивать предметы один рядом с другим
Б) вечная категория сознания, врожденная человеку как форма чувственного созерцания
В) атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел
Г) пустота, в которой находятся различные тела.
5. К лептонам не относится:
А) электрон
Б) нейтрино
В) мюон
Г) кварк.
6. В состав нашей Галактики не входят:
А) звезды
Б) планеты
В) пульсары
Г) кометы.
7. К органогенам относится:
А) натрий
Б) кальций
В) медь
Г) фосфор.
8. На протекание химической реакции значительнее всего влияет:
А) температура
Б) давление
В) освещение
Г) катализатор.
9. Сильная версия антропного принципа заключается в том, что признаются следующие положения:
А) само возникновение Вселенной детерминировано существованием человека
Б) человек – наблюдатель-участник реального существования Вселенной
В) человек раскрывает изначальные смыслы существования Вселенной
Г) человек занимает уникальное, выделенное место в Галактике.