Опыт № 3. Приготовление растворов серной кислоты молярной (С) и нормальной (Сэ) концентраций
Варианты опыта | |||||||||
С | Сэ | С | Сэ | С | Сэ | С | Сэ | С | Сэ |
0,10 | 0,10 | 0,12 | 0,12 | 0,08 | 0,08 | 0,14 | 0,14 | 0,06 | 0,06 |
1. Налейте выданную для работы серную кислоту в стеклянный цилиндр и определите ее плотность ареометром. Найдите с помощью нижеприведенной таблицы точное значение массовой доли серной кислоты*.
Плотность растворов серной кислоты при 20оС | |||
Массовая доля, % | Плотность, г/см3 | Массовая доля, % | Плотность, г/см3 |
1,038 | 1,095 | ||
1,052 | 1,109 | ||
1,066 | 1,124 | ||
1,080 | 1,139 |
2. Рассчитайте, какие объем этой кислоты нужно взять для приготовления 100 мл раствора с концентрациями, указанными в вашем варианте.
Задание. Запишите в тетрадь расчеты и методики приготовления растворов в опытах № 1-3.
*Если для плотности, определенной с помощью ареометра, нет табличного значения массовой доли вещества, то следует провести расчет, используя табличные данные, методом линейной интерполяции согласно следующему примеру.
Пример. Плотность серной кислоты, определенная ареометром r(H2SO4) = 1,070 г/см3. Выбираем из таблицы плотностей растворов серной кислоты при 20°С 2 значения плотности (большее и меньшее экспериментально полученной плотности). Записываем массовые доли растворенного вещества, соответствующие этим значениям:
r(H2SO4) = 1,066 г/см3; w =10%
r(H2SO4) = 1,080 г/см3; w =12%.
Очевидно, зависимость плотности от массовой доли растворенного вещества можно представить в виде прямой, пересекающей ось ординат в точке: r = 1,000 г/см3, w = 0.
Уравнение этой прямой: r = К×w + 1, где К – тангенс угла наклона прямой к оси абсцисс. Подставим в это уравнение значения r и×w для двух точек:
1,066 = 10К + 1.
1,080 = 12К + 1.
Решая эти уравнения, найдем Кср. (Кср = 0,0066).
Т.о., зависимость плотности раствора от массовой доли растворенного вещества, соответствующая интересующей нас области значений плотности может быть выражена уравнением: r = 0,0066×w + 1.
Подставим в это уравнение r(H2SO4) = 1,070 г/см3, и рассчитаем w.
w = (1,070 – 1)/0,0066 = 10,6%.
РАБОТА 6. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Цель работы – ознакомиться на практике с особенностями протекания ионных реакций.
Реактивы.
Соли: CH3COONa, NH4Cl. (кр.); AgNO3, NaCl, CuCl2, FeCl3 (0,5 н.).
Кислоты: HCl, CH3COOH (0,1 н.).
Основания: NH4OH, NaOH (0,1 н.).
Индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Цинк. Дистиллированная вода.
Посуда, оборудование. Пробирки, стеклянные палочки, электроплитка.
Практическая часть
Опыт 1. Сравнение химической активности кислот
В одну пробирку налейте 3 мл 0,1 н. раствора соляной кислоты, в другую – 3 мл 0,1 н. раствора уксусной кислоты. В каждую пробирку опустите по одинаковому кусочку цинка. Что происходит с цинком? Поместите пробирки в стакан с горячей водой. Какой газ выделяется? С какой кислотой реакция идет более энергично?
Задание. Запишите уравнения взаимодействия цинка с кислотами в молекулярной и ионной формах. Как влияет температура на протекание реакций?
Опыт 2. Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабого электролита
а) В пробирку налейте ~ 4 мл раствора уксусной кислоты и добавьте 1-2 капли индикатора метилового оранжевого*. Под влиянием каких ионов индикатор принимает розовую окраску? Разлейте содержимое пробирки на две части.
Одну пробирку оставьте для сравнения, а в другую добавьте немного кристаллического ацетата натрия. Пробирку встряхните несколько раз. Сравните окраску растворов в обеих пробирках.
б) В пробирку налейте ~ 4 мл раствора гидроксида аммония и добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина**. Разделите содержимое пробирки на две части. Одну пробирку оставьте для контроля, в другую добавьте немного кристаллического хлорида аммония. Хорошо встряхните несколько раз пробирку. Обратите внимание на изменение окраски фенолфталеина.
Задание.
1. Объясните изменение окраски в пробирках.
2. Что надо добавить к раствору слабой кислоты и слабого основания, чтобы сместить равновесие в сторону образования недиссоциированных молекул?
Опыт 3. Ионные реакции
а) Налейте в пробирку 1 мл 0,1 н. раствора соляной кислоты и прибавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Подобным образом испытайте в отдельных пробирках действие нитрата серебра на растворы хлорида натрия, хлорида меди (II) и хлорида железа (III).
Задание.
1. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
2. Каким сокращенным уравнением можно выразить все четыре реакции?
б) В пробирку с 2 мл гидроксида натрия добавьте 1 - 2 капли фенолфталеина. В эту же пробирку прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты.
Задание.
1. Напишите молекулярное и ионное уравнения реакции.
2. Объясните наблюдаемые изменения цвета в пробирке.
* Метиловый оранжевый – двухцветный индикатор (красный/желтый). Окраска этого индикатора меняется в интервале рН примерно от 3,1 до 4,4. До значения рН раствора 3,1 метилоранж красный, после 4,4 – желтый. В интервале 3,1- 4,4 происходит переход окраски индикатора из красной в желтую.
** Фенолфталеин – одноцветный индикатор (бесцветный/малиновый). Меняет окраску в интервале рН = 8-10. До рН 8 фенолфталеин бесцветен, после рН 10 – малиновый. В интервале 8-10 происходит переход окраски индикатора с бесцветной в малиновую.
РАБОТА 7. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ
Цель работы – изучение некоторых свойств водных растворов солей, связанных с реакцией гидролиза.
Реактивы.
Соли: CaCl2, ZnCl2, AlCl3, Na2CO3, CH3COONa, CH3COONH4 (0,5 н.); Pb(NO3)2 (конц.).
Индикаторы: фенолфталеин, лакмус.
Дистиллированная вода.
Посуда, оборудование. Пробирки, стеклянные палочки, спиртовки.
Практическая часть