Материалы для клеевой живописи

Клеевая живопись представляет собой вид живописной техники, при котором связующими пигментов являются клеи. Клеевые краски широко применялись в монументальной живописи Древнего Востока, Средней Азии, Японии, Китая, России. В настоящее время применяются в основном во внутренней отделке различных помещений. Для приготовления красочных составов используют клеи животного, растительного и синтетического происхождения.

Животныеклеи. Рыбий клей (ГОСТ 2776) готовится из внутренней оболочки плавательного пузыря различных рыб (осетра, белуги, севрюги, сома, сазана и др.). Более низкие сорта клея получают из рыбьей чешуи и отбросов трески. Выпускается преимущественно в виде пластин (плиток). В последнее время на рынках появился так называемый жидкий рыбий клей, по качеству превосходящий плиточный. В водный покрасочный состав клей вводится в жидком состоянии в количестве от 2 до 10% сухого клея от массы пигмента. Избыток клея загрязняет колер и снижает декоративные качества.

Для получения жидкого клея пластинки замачивают на 24 ч в холодной воде. Затем набухший клей разминают, варят на водяной бане, процеживают через марлю или сито и вводят антисептик. Для реставрационных работ применяют 5...6%-й раствор рыбьего клея. В качестве пластификатора в приготовленный клей вводят мед.

По сравнению с другими клеями рыбий клей наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для живописи. Он почти бесцветен, обладает достаточно высокой клеящей способностью и эластичностью и не так легко загнивает. Для предохранения клея от загнивания в его состав вводят консервирующие вещества (карболовую или салициловую кислоту, фенол, крезол и другие антисептики).

Мездровый клей (ГОСТ 3252) вырабатывается из мездры (изнанки невыделанной кожи) и отходов мясоперерабатывающего кожевенного производства. По цвету — от светло-желтого до темно-коричневого. Такой клей обладает достаточно высокой клейкостью, но плохо разбухает в воде и быстро портится. Поставляется в виде плиток, дробленым и в чешуйках.

Для приготовления малярной консистенции мездровый клей растворяют в медной или эмалированной посуде при температуре, значительно выше комнатной, но не выше 60 °С. При растворении он поглощает пятикратное количество воды. Кипятить мездровый клей при растворении нельзя, так как при этом теряется клейкость.

Костный (малярный) клей (ГОСТ 2067) получают из костей крупных позвоночных животных и костяных отходов, а также из лома различных костяных изделий. Для этого кости дробят, обезжиривают, а затем варят. Клеевой бульон, содержащий Ю...20% клея, отстаивается, осветляется фильтрованием, иногда отбеливается, выпаривается в вакуум-аппаратах до 30...40% содержания клея и перерабатывается на пластины. Сухие плитки клея имеют в длину 80... 150 мм, толщину 10... 16 мм. Сухая твердая блестящая поверхность клея может быть от темно-желтого до темно-коричневого цвета. Выпускается также твердый дробленый клей и клей галерта (клеевой студень).

Чтобы из сухого клея приготовить жидкий, плитки разбивают на куски, дробят и замачивают на 24 ч в холодной воде, затем варят на водяной бане в течение 40...50 мин. Последние 10 мин поддерживают температуру 60 °С. В процессе варки клей непрерывно перемешивают. В сваренный клей вводят антисептик, предварительно растворенный в воде (например, пентахлорфенолонатрия и др.), в количестве от 0,5 до 1% от массы сухого клея. Клей хранят при температуре +5...6 °С не более 7 дней. Костный клей обладает несколько меньшей связующей способностью по сравнению с мездровым.

Казеин является одним из важнейших составных элементов молока (в коровьем молоке его около 3,6%). Творог, получающийся из скисшего молока, и есть казеин. Однако в обыкновенном твороге, получающемся натуральным скисанием молока, содержится значительное количество жира, молочного сахара и бактерий.

Для получения казеина с наименьшим содержанием названных веществ используют метод искусственного створаживания свежего молока кислотами. Для этого к свежему молоку примешиваются соляная, серная или уксусная кислоты. Получившаяся творожная масса промывается водой, обрабатывается щелочью (содой или нашатырным спиртом), и затем получившийся казеиновый клей снова створаживается кислотой. Так поступают несколько раз. Обработанный таким образом творог лучше всего освобождается от масла и других посторонних веществ.

Промытый творог отжимается и протирается через тонкое волосяное сито еще в сыром виде, чтобы легко достигнуть его тонкого измельчения. Полученный казеин затем высушивается при обыкновенной комнатной температуре и может применяться для приготовления красочных составов.

Казеин нерастворим ни в холодной, ни в горячей воде, а только набухает. Растворяется при действии на него нашатырного спирта, соды, буры, углекислого аммония, едкого калия и натра, едкой извести, т. е. щелочей. С помощью перечисленных растворителей получается казеиновый клей, обладающий большой клеящей способностью, а также способностью эмульгировать масло, лаки и т. п. При высыхании он сильно уменьшается в объеме и поэтому имеет склонность к растрескиванию.

Растворы казеина, полученные с помощью едкой извести, после высыхании становятся водонерастворимыми; будучи обработаны формалином или уксуснокислым глиноземом, не разбухают в воде и не загнивают. Они не нуждаются в особых консервирующих веществах, так как вещества, растворяющие казеин, сами по себе уже препятствуют его загниванию.

Казеиновые краски для росписей готовят в процессе работы на казеиновом клее «Экстра». В качестве примера может служить следующий состав по массе (часть): казеин — 1; нашатырный спирт (25%-й раствор) — 0,1; вода — 5; известковое молоко — 0,6. Для приготовления краски перемешивают 100 г известкового теста в 500 г воды. Нашатырный спирт смешивают с водой и растворяют в ней казеин в течение 1 ч. Затем при перемешивании в состав небольшими частями вводят известковое молоко. Пигменты с казеиновым клеем перетирают на мраморной доске. Металлические инструменты и посуду, которые ржавеют от казеинового клея, не используют в работе, так как могут испортить окрасочный состав.

Растительные клеи.Крахмал — природный полимер, который содержится в листьях растений, плодах, корнях и клубнях. Вырабатывается из картофеля, пшеницы, ржи, кукурузы и риса. Крахмал представляет собой, как правило, белый порошок, не растворимый в холодной воде. В горячей воде он значительно набухает и превращается в крахмальный клейстер. Однако во избежание образования комков и сгустков при заваривании его предварительно разводят холодной водой.

Свойства крахмала в значительной степени зависят от вида растений, из которых он вырабатывается. Лучшим считается крахмал из зерновых культур. В стенной живописи крахмал используется как связующее при росписи под шелк и бронзой.

Клей-камеди получают из коры плодовых деревьев, в зависимости от которых он получает названия — черешневый, сливовый и т. п. В воде камедь набухает, а при нагревании и последующем протирании через сито получают клей (слизь), который и используется в живописи.

Трагант представляет собой засохший сок из надрезов стволов и ветвей некоторых кустарников из рода астрагалов. В воде сильно разбухает и становится студенистым.

Гуммиарабик вырабатывается из различных видов тропической акации. Лучшими видами гуммиарабика является «Hashab», сенегальская и австралийская камедь. Выпускается в виде бесцветных или желтоватых кусков величиною с орех. После растворения в воде затвердевает на воздухе.

Группа синтетических клеев рассмотрена в п. 7.5, пигментов и красителей — в п. 11.2.

Материалы для энкаустики

Энкаустика (от греч. enkaustike — выжигаю) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск, так называемая восковая живопись (рис. 14.3). Техника энкаустики была создана в V в. до н. э. в Древней Греции и стала одной из наиболее прочных и долговечных. Однако считается, что подлинная техника этого древнего способа живописи теперь утрачена. В основном живопись выполнялась красками в расплавленном виде (отсюда и название). Предварительно разогретые краски наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.

Материалы для клеевой живописи - student2.ru

Рис. 14.3. Восковая живопись, выполненная техникой энкаустики

Основными материалами для энкаустики являются:

• пигменты (цинковые белила, светлая охра, красный кадмий, краплак, ультрамарин, светлый кобальт, малярная лазурь, натуральная и жженая сиена, изумрудная зелень, слоновая кость и др.). При этом могут быть совместимы самые разнообразные пигменты, поскольку воск, обволакивая частицы пигмента, прекращает тем самым реакцию их окисления;

• очищенный воск (пунический);

• смола (даммаровая, мастичная, пихтовая, очищенная канифоль);

• масло (льняное, ореховое, маковое, подсолнечное) — применяется для того, чтобы при высыхании живопись не белела и не потела.

Воск представляет собой жироподобное аморфное вещество, состоящее из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов, как правило, одноатомных. Пластичный, легко размягчается и плавится в интервале температур 40...90 °С, стойкий к действию различных реагентов и многие годы способен сохранять свои свойства без изменений.

По происхождению воск подразделяется на животный (пчелиный, шерстяной, спермацет), растительный, ископаемый и синтетический. Однако в восковой живописи основным связующим является пчелиный воск — продукт восковых желез, расположенных на брюшке пчелы (ГОСТ 21179). По цвету пчелиный воск может быть от белого до желто-бурого и с характерным медовым запахом. Плавится при температуре 62...68 °С. Нерастворим в воде и глицерине, но легко растворяется в жиpax, эфирных маслах, парафине, скипидаре, керосине и бензине. Благодаря его малой химической активности и высокой влагостойкости, произведения, выполненные восковой живописью, сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя и хорошо сочетаются с современными материалами.

В древности для приготовления восковых красок использовали белый очищенный воск (gera punica — пунический воск). Подготовка такого воска длилась десятилетиями и обычно он предназначался для будущих поколений художников. Воск вымачивали в морской воде, выдерживали под лунным светом и затем перетапливали в особом режиме. В результате он приобретал свои удивительные свойства и способность покрывать поверхность росписи тонким защитным слоем.

Для изготовления энкаустических красок сухие пигменты смешивают до насыщения с расплавленным пуническим воском и небольшим количеством смолы. Перед употреблением застывшие краски вновь подогревают до расплавления и в таком виде пишут ими по предварительно загрунтованной тонким слоем восковой мази поверхности основания (мраморы, известняки, сланцы, песчаники, плотные туфы, прочные цементные и известковые штукатурки, бумага, картон, холст и другие современные материалы).

В зависимости от пористости материала основания грунт под энкаустику бывает твердым (по граниту, мрамору и другим твердым материалам) и мягким (по штукатурке, сланцу, известняку, туфу, песчанику). Мягкий грунт имеет следующий состав по массе (г): цинковые сухие белила — 10, пчелиный воск — 6, канифоль — 8. Для приготовления такого состава в фарфоровый тигель, установленный на электроплитку, помещают канифоль, а после ее расплавления воск. Затем тщательно перемешивают, вводят пигмент и снова перемешивают.

Состав твердого грунта (г): цинковые сухие белила — 15, пчелиный воск — 6, канифоль — 8,5.

Грунт, разогретый на электроплитке, наносят на основание кистью слоями, проглаживая каждый слой электрическим утюгом до получения совершенно ровной и гладкой поверхности. Толщина грунта не должна превышать 1...3 мм. Перед выполнением росписи в помещении основание прогревают лампами инфракрасного излучения и пишут по нему подогретыми на электроплитке или песчаной бане восковыми красками.

В настоящее время энкаустику выполняют горячим и холодным способами. Живопись, выполненная горячим способом, отличается долговечностью и прочностью. Ее применяют для росписи наружных и внутренних поверхностей зданий. Росписи, выполненные холодным способом, применяют только при внутренних отделках — по отшлифованной сухой штукатурке, древесине и камню.

Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие материалы используются во фресковой живописи?

2. Что представляет собой краска для выполнения фресковой живописи?

3. Перечислите составляющие старинных темперных красок.

4. Какие требования предъявляются к темперным краскам?

5. Приведите состав современной темперной краски.

6. Какие связующие используются в клеевой живописи?

7. Приведите состав казеиновой краски для росписей.

8. Какие связующие и пигменты используются в восковой живописи?

9. Приведите составы грунтов под энкаустику.



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(Выберите один правильный ответ)

Наши рекомендации