Материалы акварельной живописи

Палитры и кисти.

Палитры изготавливаются из белого фарфора или фаянса и им придаётся гладкая блестящая поверхность. Служит для этой цели и металл, покрытый белой эмалью. Иногда используют блюдце.

Кисти применяются только из мягкого волоса: колонковые, хорьковые, беличьи, синтетические. Для правки рисунка применяются более жёсткие кисти (плоские) обрезанные на 2\3. хорошая акварельная кисть должна быть мягкой и вместе с тем упругой, иметь круглую форму и принимать при смачивании вид конуса, конец которого должен быть совершенно острым.

Доски, планшеты, стираторы.

При наклейке бумаги на доску, планшет, бумагу предварительно смачивают водой и проклеивают по краям. При высыхании она натягивается. Можно использовать готовые склейки.

Стиратор состоит из двух рам. Смоченная водой бумага зажимается между двух рам. Данный способ позволяет долго держать смоченную бумагу.

Акварельный карандаш.

Акварельный карандаш – это карандаш, который размывается водой. Включает большое разнообразие цветовых градаций. Позволяет совмещать технику работы «по-сырому» с техникой работы простым карандашом. Возможна работа кистью, по предварительно заштрихованному участку.

Сохранение произведений акварели.

Живопись, исполненная акварелью, состоит из тонких наслоений прозрачных слоёв красок, которые в этом виде обесцвечиваются легче, чем при наложении пастозно. Связующее вещество акварели является плохим защитником красок. Кроме того, большинство прозрачных красок по природе не обладают прочностью, но так как они привлекают своей красотой, то живописцам трудно расстаться с ними. Вот те важнейшие причины, почему акварели часто оказываются непрочными.

Акварель боится света. Бумага тоже желтеет. Акварели, таким образом, необходимо сохранять в помещении с умеренным светом и сухим воздухом. Их сохраняют под стеклом, где они защищены с лицевой стороны от внешних воздействий.

Иногда акварели покрывают спиртовыми или водными лаками из белого шеллака. Лаки защищают акварели от сырости, действия воздуха и света и придают краскам большую силу, но при покрытии лаком акварель приобретает несвойственный ей вид.

ЛЕКЦИЯ №2 (2часа)

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ. ТЕМПЕРА.

Клеевые краски, которыми широко пользовались в старинной станковой и декоративной живописи, вследствие простоты своего приготовления и сравнительной дешевизны материалов имеют и в настоящее время широкое применение в основном в театрально – декоративном искусстве.

Связующим веществом красок здесь служит обыкновенно плиточный клей, малярный, столярный и т.п. Реже применяются желатин и казеин.

Большой минус применения клеёв животного происхождения в том, что он даже после полного высыхания продолжает терять влагу, что ведёт к дальнейшему изменению объёма в слоях красок и в конечном результате может привести к образованию трещин.

Одной из важнейших областей применения клеевых красок является выполнение театральных декораций. Здесь матовая поверхность клеевых красок уместна. Кроме того, театральные декорации не рассчитаны на особую долговечность и обычно большие размеры, нуждаются в недорогих материалах.

Употребляемые в декоративной живописи анилиновые краски не нуждаются в клеевом растворе, но требуют белой поверхности.

Для выполнения декоративных панно следует брать 20% раствор клея. Чтобы раствор не студенился, в него во время варки добавляют 4% гашёной извести. Эта добавка к клею служит вместе с тем консервирующим веществом.

Грунты.

Холст грунтуется мелом и клеем. Хорошая грунтовка недолжна, быть рыхлой и потому при трении её ладонью руки не должна пачкать последнюю, при остром перегибе не должна ломаться, следовательно, в ней не должно быть излишков клея.

Клеевой грунт.

Клея 1 часть

Воды 5 частей

Мел 10 частей

На 1 кв. м. холста требуется 25г. клея.

Казеиновый грунт.

Берётся определённое количество мела и смешивается с таким же количеством воды, чтобы получилась замазка. Затем сюда же прибавляется столько же весовых частей средней густоты казеинового раствора, сколько было меловой замазки. Грунт наносится на ткань щёткой, при надобности может быть разбавлен водой.

ТЕМПЕРА.

В отдалённые времена (15 – 16 х. веках) в Италии под словом темпера (происходящим от латинского temperare – соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. Позднее под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В настоящее время производится натуральная или синтетическая темпера (акриловая, полувинилоацетатная, казеина – масляная). Склеивающие способности яйца настолько очевидны, что мысль о его применении в качестве связующего вещества красок не могла, не зародится уже в глубокой древности. Считается, что древние египтяне пользовались яйцом для целей живописи. Со времён древнерусской живописи применение яйца, сохранилось до сего дня. В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии, в сёлах Палех, Холуй, Мстёра и в некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке.

Яичный порошок, будучи введено в большом количестве в краски, способствует образованию трещин, кроме того, портится, особенно в южном климате. Русские иконописцы добавляли к желтку кислый хлебный квас, при этом кваса бралось такое количество, чтобы желток с квасом заполнил весь объём скорлупы, т.е. количество, равное белку. ( В Италии добавляли сок фигового дерева). Темпера на яичном желтке предназначалась главным образом для живописи на дереве, росписи стен, что практиковалось как в западной Европе, так и в России.

Грунт.

Связующим веществом для грунта служил животный клей, другими составляющими являлись гипс и мел. Иногда, судя, по данным трактата Дионисия, верхние слои грунта для придачи им большей плотности приготовлялись с эмульсией из клея, льняного масла, и мыла (левкас).

Доска из липового или ольхового, кипарисового сухого дерева проклеивается сперва одним клеем, после чего на дерево наклеивается редкая материя, называемая серпянкой. Для составления грунта берётся 1 часть клея, который разводится в 6 частях воды. Затем в раствор клея всыпается понемногу такое количество плавленого мёда, чтобы он образовал с клеем густую массу грунта, в которой стоит ложка. Наносится в несколько приёмов с промежуточной шлифовкой.

Живописные приёмы что стенописи, что иконописи во многом схожи и состоят из первичных подмалёвков или роскрашей, последующей отделкой и заключительными ударами белилами (золотом) или «оживками» как их называли в старину.

Покрытие темперы лаком.

Лак не только закреплял краски и защищал от внешних воздействий, но и придавал произведению законченный вид. Обычно живопись покрывалась олифой. Иногда добавляли янтарь, который при нагревании плавился.

Акрил.

Акриловые краски появились совсем недавно. Акриловая живопись является быстрой техникой, соответствующей темпам современной жизни. По быстроте высыхания они похожи на темперу или гуашь, по пастозности нанесения похожи на масло. Чтобы сохранить обычный матовый вид красок, при повышении густоты краски нужно просто добавить в краску плотный матовый гель. Этот гель имеет тот же состав, что и акриловая краска, но без пигмента и его применение позволяет художнику получать объёмный эффект, в то же время поверхность краски сохраняет свою эластичность. Желательно применения специального акрилового грунта. Производятся акриловые пасты, которые можно наносить при помощи мастихина на любую поверхность и в сухом виде использовать в различных техниках живописи. Использование грубой акриловой пемзы помогает достичь дополнительных эффектов в живописи. Так же применяется акриловый лак мутного белого цвета, который при высыхании становится прозрачным. Применяются и аэрозольные покрывные акриловые лаки. Работы, находящиеся на воздухе, должны быть защищены покрывным лаком. Акриловые краски можно использовать на любых материалах за счёт большой адгезии. Удобство представляет и то, что акрил разводится водой, практически без запаха, не наносит вреда здоровью. Правда, долговечность смесей ещё не изучена.

Палитры и кисти.

Теже палитры и кисти что и в масляной живописи, только кисти должны быть длиннее. При работах на стенах необходимо использовать предварительно намешанные колера, в больших объёмах.

Важнейшими недостатками темперы являются

1. быстрота высыхания красок.

2. изменения тона при высыхании красок.

Что во многом определяет технику письма различными воднорастворимыми материалами.

ЛЕКЦИЯ №3 (2часа)

МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА.

Уголь.

Уголь для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных видах. Для его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму, а также пилёное дерево, делающее карандаши четырёхгранной формы. Также производится «прессованный» уголь, вырабатавыемый из порошка наиболее чёрных сортов угля, в массу которого вводится небольшое количество растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы). Древесному углю присущ сероватый оттенок, но он лишён интенсивной черноты, и только прессованный уголь имеет более чёрный цвет, хотя по тону своему все же остаётся углём.

Рисуют углём на тонированной бумаге, присоединяя к нему в светах мел. Но уголь слабо держится на поверхности бумаги, и поэтому нуждается в искусственном закреплении, которое требует известной опытности и умения. Закрепляющими средствами являются спиртовые и водные фиксативы.

В наше время производятся специальные фиксативы для пастели, угля, соуса и т. д. в аэрозольной таре, которые практически не меняют тоновой и цветовой насыщенности.

Графит.

Графит – продукт натурального происхождения чёрного цвета – представляет собой один из видов кристаллического углерода в смеси различными веществами. Графитные карандаши чрезвычайно популярны и имеют широкое применение. Их производят в большом количестве сортов, причём всегда в деревянной оправе, но выпускается в продажу графит и без всякой оправы (иногда в цангах).

Графит производится в виде акварельного карандаша, который растирается пальцем и размывается водой.

Сорта графитных карандашей помечены буквами: ТМ. Т. М. 2М. 3М. и т.д. импортные Н. В. 2В. 3В. И т.д.

Сангина.

Натуральная сангина – продукт минерального происхождения, состоит из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, залегает в вулканических породах, имеет природный обжиг. Все краски натурального происхождения: умбры, сиены, охры – были известны людям с незапамятных времён. Сангина, богатая железными окислами, имеет интенсивный, красно-коричневый светоустойчивый цвет. Выпускается сангина и в деревянной оправе в виде карандаша. Сангина вырабатывается и искусственным способом в виде круглых или квадратных палочек. Иногда их вставляют в цанги или рейсфедер.

Бумага должна быть плотной и с шероховатой поверхностью. Для набросков используется шероховатая обёрточная бумага иногда обои. Часто художники рисуют сангиной в сочетании с другими материалами, например с углём, мелом, на картоне, тонированных бумагах, лучше серых, голубоватых, зеленоватых и других цветов холодных оттенков, ею можно работать и на грунтованном холсте.

Растушки применяют из тонкой кожи, замши или бумаги, а также употребляют тряпки и вату, для ослабления теней используют стёртые жёсткие щетинные кисти. Стирают сангину мягкими резинками или жёсткими. Следует знать, что от долгого трения бумага становится ворсистой и на ней работать становится труднее.

Качественно различные поверхности бумаги требуют от художника применения различных технических приёмов исполнения.

Фиксировать работы выполненные сангиной, нужно по необходимости. Рисунки темнеют от всех фиксативов, особенно от быстросохнущих, спиртовых. Произведения, выполненные в сочетании с чёрным карандашом, углём, соусом и другими материалами, фиксировать нельзя, их хранят, проложив тонкой бумагой, или ставят под стекло для окантовки.

Линия и штрих сангиной у художников приобретает всё новые и более разнообразные оттенки. Благодаря цвету и эластичности сангина стала излюбленным материалом рисунка. Обилие цветовых нюансов на тонированной бумаге, которое даёт сангина в соединении с другими материалами, создаёт большие возможности для художника в его творческих поисках.

Французский карандаш.

Карандаши такого рода называются французскими, а также итальянскими карандашами. Итальянский карандаш натурального происхождения состоит из чёрного глинистого сланца, имеющего серый оттенок и слабую черноту. В зависимости от количества взятого клея и краски получаются карандаши различной твёрдости, степень которой обозначаются номерами, причём наиболее мягкими являются первые номера. Карандаши этого вида обладают большой силой и матовым тоном.

Рисуют только на бумаге, причём последняя должна быть плотной, способной выносить продолжительное трение без ущерба своей поверхности. При необходимости снять карандаш с бумаги пользуются хлебом, резинкой и «клячкой» - чёрной резиной, размоченной в бензине, керосине или скипидаре, которая имеет большую липкость и мягкость.

Работая на тоновой бумаге, в светах вводят мел и белую краску.

Сохранять желательно без фиксации, под стеклом.

Соус.

Соус есть один из видов пастели. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Продаётся он в виде чёрных цилиндрических столбиков, завёрнутых в оловянную бумагу.

Рисование соусом ведётся двояким путём – сухим и мокрым. При рисовании сухим соусом его наносят на бумагу растушкой, с помощью которой моделируются основные формы; детали же заканчиваются итальянским карандашом.

Мокрым соусом работу ведут с помощью кисти, подобно акварели. После высыхания он поддаётся растушке, резинке и доводке карандашами.

Мел.

Для рисования служат меловые карандаши фабричного производства, но и пользуются мелом в кусках. Кусковой мел, будучи естественным продуктом, содержит в себе нередко посторонние примеси, которые царапают бумагу. Мел хорошо фиксируется клеевыми фиксативами, фиксативами в аэрозольных баллончиках.

Бумага.

Бумаге её качествам, составу и пр. отводится значительное место в описаниях акварели, а поэтому во избежание повторений можно ограничится лишь несколькими замечаниями.

Все сорта цветной бумаги, за исключением жёлтых тонов, быстро теряют свою окраску, принимая, обыкновенно, желтоватые оттенки.

В настоящее время производится большое количество бумаги:

Торшён

Гознак

Bristol

Canson

Fabriano

Закрепление рисунков.

Эта деликатная во многих отношениях операция, несомненно, придаёт большую прочность рисунку, но всегда более или менее меняет его тон.

Водные фиксативы: коровье молоко, желатиновый фиксатив, казеиновый фиксатив.

Спиртовые и прочие фиксативы: они приготавливаются из белого шеллака и спирта (на 1 часть шеллака – 10 или 20 частей спирта) хороши лишь для угольных рисунков, но совершенно не пригодны для пастели и меловых рисунков.

Самые лучшие фиксативы немецкие, французские, итальянские в аэрозольных баллончиках.

ПАСТЕЛЬ

Пастель по своей сущности не есть живопись, а один из видов рисунка, который выполняется цветными карандашами. Она ведёт своё начало от рисования сангиной в соединении с чёрным карандашом, что практиковалось уже в старину и практикуется и поныне.

Самые ранние сведения о применении техники пастели в рисунке дал Джованни Паоло Ломаццо. В трактате о живописи, описывая этот вид рисования, он рассказывает, что Леонардо да Винчи к «Тайной вечере» делал рисунки чёрным и красным материалами (сангиной), добавляя к ним цветные мелки.

Соединение чёрного карандаша, сангины с цветными мелками по-итальянски называлось «a pastello» (тесто).

Ей принадлежит такое же место в искусстве рисунка, как ив живописи. Пастель имеет как сильные стороны, так и слабые. С одной стороны, чистота и звучность цвета, простота техники исполнения, с другой трудности сохранности произведений, исполненных пастелью.

Состав пастели.

Пастель выделывается в форме карандашей, которые не имеют деревянной оправы, а обёрнуты лишь бумагой.

В настоящее время производятся пастельные карандаши.

Исходный материал для изготовления пастели – пигмент, глина, мел, клей (гуммиарабик)

Грунт.

Пастель требует очень шероховатой поверхности, так как только в этом случае крепко держится на ней.

Возможно использование в качестве основы мелкой наждачной шкурки.

Грунт составляется из клейстера (мучного) или желатина, краски желаемого тона и толчёной пемзы (слюды) и наносится кистью на поверхность холста, картона, бумаги и т.д.

Можно сначала нанести клейстер, и тотчас же посыпать толчёной пемзой. Излишки после высыхания стряхивают.

Закрепление пастели.

Тоже что и для рисунка. Можно использовать лаки для волос, но очень внимательно, так как они по-разному меняют цвет и тон.

Лучше всего фабричные закрепители импортного производства.

Методы работы пастелью.

1. Работа ведётся исключительно пастельными карандашами. Растушевывают, краски наносятся достаточно многослойно с промежуточным закреплением слоёв. Окончив живопись, оставляют её без закрепления, сохраняя тем самым её свежесть.

2. Пастель соединяется с акварелью. В этом случае основные тона и планы на бумаге закладываются акварельными красками, по которым живопись заканчивается тонким наслоением пастельных красок.

3. Пастелью работают при помощи кисти подобно мокрому соусу. Эта техника требует большой опытности от живописца, так как пастельные карандаши, содержащие мел, при высыхании сильно изменяются в тоне, но зато закрепление их получается автоматически и притом в достаточной мере.

Пастель оформляется под стекло и в паспарту.

В настоящее время появилось много других видов пастели. Это восковая пастель, полумасляная и масляная. Техника работы примерно таже, но со своей спецификой (масляная – разводится скипидаром, или выскрябываерся по мелованной бумаге). Штрихи, нанесённые масляной пастелью долгое время остаются живыми, не высохшими.

ЛЕКЦИЯ №4 (2часа)

Наши рекомендации