Масляно-яично-клеевой грунт.

Состав эмульсии:

Цельные яйца 1—2 шт.

Масло льняное или натуральная олифа…………..50—80 г. Животный клей (рыбий, желатин, казеин и др.)…40—120 г

Касторовое масло или мед 1—2 г

Фенол 0.2—0,5 г

Пигмент 150—250 г

Вода 400—800 г

В раствор клея концентрацией не ниже 30% (т. е. на 70 см3 воды берется от 30—40 г клея, так как в растворах слабой концентрации масло трудно заэмульгировать и оно легко отслаивается и всплывает наверх) добавляют яйца. Хорошо перемешав содержимое, вливают в него небольшими дозами, при помешивании в одном направлении сгущенное льняное масло или натуральную олифу и перемешивают до тех пор (20—25 минут), пока не образуется светлая, слегка коричневатая однородная эмульсия при отсутствии незаэмульгированного масла, плавающего на поверхности эмульсии.

Затем в отдельном сосуде смешивается пигмент с водой и антисептиком, и суспензия соединяется с эмульсией.

Эмульсию можно разжижать водой до требуемой густоты грунтовочной пасты.

Масляно-клеевой грунт

Состав эмульсии (в весовых частях):

Рыбий клей или желатин,

можно казеиновый или в крайнем,

случае чистый столярный клей 25

Натуральная льняная олифа 15—25

Касторовое масло или мед 1—2

Пигмент 70—100

Антисептик 0,2—0.4

Вода 250—300

Эмульсия приготовляется в том же порядке, что и в предыдущих рецептах. При применении вместо животного клея растительного, например, крахмала или пшеничной муки рекомендуется эмульсию получать при нагревании.

А. А. Рыбников в книге по технике масляной живописи предлагает несколько вариантов эмульсионных грунтов, исходя из вполне правильных предпосылок, что для создания наиболее естественной связи между клеевыми (нижними) и масляными (верхними) слоями, а также в целях естественного уменьшения разности коэффициентов их сжатия и расширения, для среднего слоя целесообразна эмульсия из того же масла и клея с прибавлением глицерина. Изменяя пропорцию материалов, эмульсию можно класть двумя или тремя слоями, создавая тем самым постепенность перехода от клея к маслу. (А. Рыбников. Техника масляной живописи. 1937, стр. 126—127.)

По первому варианту дается две проклейки и две эмульсионных грунтовки с нанесением последнего слоя масляными белилами, разжиженным лаковым керосином. Во втором варианте приведен чисто эмульсионный грунт без покрытия масляными белилами.

Порядокгрунтовки Клей Вода Мёд Масло Белила Касторовоемасло
В весовых частях
1-й вариант            
Проклейка - - - -
Проклейка 0,5 - - -
Эмульсия 0,25 1,5 0,15
Эмульсия, - 0,15
2-й вариант            
Проклейка - - - -
Проклейка - - - -
Эмульсия 0,25 1,5 0,15
Эмульсия 0,25 1,5 0,15
Эмульсия третья - 1,5-2 2,5-3 -


Состав грунта, как в первом варианте, так и во втором, безусловно заслуживает внимания и имеет достоинства, следует лишь отметить некоторые недочеты, которые лишь в небольшой степени снижают общую ценность рецептов.

В первой эмульсии берется два смягчителя (мед и касторовое масло), но нам кажется, что целесообразнее исключить. первый, т. е. мед, и увеличить количество касторового масла.

Приготовление разных составов эмульсии слишком усложняет процесс грунтовки.

В рецепте чисто эмульсионного грунта третья эмульсия содержит почти столько же масла, что и вторая; следуя принципиальной установке, его надо увеличить хотя бы до 2— 2,5 г,. так как масла в эмульсионном грунте не так много.

В рецепте отсутствует антисептик.

Казеиново-масляный грунт

За последнее время многие художники перешли на приготовление эмульсионных грунтов с казеином, поэтому считаю необходимым привести рецептуру такого состава грунта.

Казеин вначале замачивается в теплой воде (3—4 часа), затем к нему добавляется раствор буры или нашатырного спирта, содержимое нагревается до температуры 50— 60°С. К этому раствору приливается тонкой струёй или по каплям масло, а затем остатки воды с белилами и антисептиком, при этом массу непрерывно перемешивают.

Вместо готового сухого казеина можно применять творог, предварительно очищенный. от остатков жира промывкой Р горячей воде и хорошо отжатый, беря его в эмульсию повесу примерно вдвое больше, чем сухого казеина, т. е. не 25 частей, а 40—50 частей.

В случае применения купленного сухого казеинового клея в порошке следует сначала убедиться в его качестве, для этого надо взять 10 г порошка клея, смешать его с 10—15 г теплой воды и оставить его на 2—3 часа, после чего нагреть до температуры 40—50°С, и если казеин хорошо расходится, то этот купленный сухой казеиновый клей в порошке можно применять в таком виде в проклейку и эмульсию вместо казеина или творога.

Наши рекомендации