Материалы для фресковой монументальной живописи
Монументальная живопись (от лат. monumentalis — напоминать) наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных сооружений. Фресковая (от ит. fresco — свежий) является одной из разновидностей настенных росписей по сырой штукатурке, в которой чистый красочный пигмент в виде порошка смешивается с чистой или известковой водой и накладывается на поверхность, покрытую свежим, еще не просохшим слоем штукатурки. Этот способ обеспечивает, с одной стороны, силу и чистоту цветового тона, так как кроме воды в краску не вводят никаких добавок, и, с другой стороны, высокую прочность и долговечность. Краска затекает во все мельчайшие неровности и поры на поверхности еще влажной штукатурки и химически закрепляется содержащейся в ней свежей активной известью (рис. 14.1).
Рис. 14.1. Фресковая живопись: а - фреска Святой Ефросинии Полоцкой на стене Спаско-Преображенской церкви в г. Полоцке; б - фреска Палаццо Фарнезе «Юпитер и Юнона»,
г. Рим, Италия
Для того чтобы роспись была долговечной, штукатурный слой должен быть пористым. Это способствует лучшему сцеплению с ним окрасочного слоя, а также проникновению в него влаги и углекислого газа, необходимых для твердения раствора.
Штукатурный состав для фрески обычно состоит из одной части гашеной извести и двух частей минерального заполнителя (кварцевый песок, дробленый кирпич, порошок известняка или пемзы). Для предохранения от растрескивания в состав иногда вводят органические добавки (солома, пенька, лен). Известь применяют только 1-го сорта, в виде известкового теста, выдержанного в течение длительного времени. Заполнители используются чистые и хорошо промытые. Для лицевого слоя применяют кварцевый песок с зернами крупностью не более 0,6 мм.
При высыхании содержащаяся в штукатурке известь в результате карбонизации образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую фреску более долговечной. Такой способ настенной росписи известен еще под названием «истинная фреска» (buon fresco). Однако фресковая живопись «по мокрому» исключительно трудоемкая, требует большого мастерства и технической виртуозности.
Противоположностью является а сёкко (от ит. a secco — по сухому) — настенная живопись по сухой штукатурке. Выполняется красками, не вступающими в химические соединения с известью. При таком способе красочный пигмент не проникает сквозь поверхностный слой вяжущего и не делает роспись столь долговечной. «А секко» также называют казеиновую и силикатную живопись по просохшей штукатурке.
Однако в настоящее время термином «фреска» называют любую настенную или потолочную живопись вне зависимости от ее техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.).
До недавнего времени для фресковой монументальной живописи и при ее реставрации использовались преимущественно природные связующие (казеин, растительные камеди, отвары злаковых растений, желток яйца или цельное яйцо, силикатный клей и другие вещества). В качестве пигментов — природные (мел, известковые белила, церуссит, натуральный ультрамарин, основной карбонат меди, глауконит, красная и желтая охра, киноварь, натуральная умбра, золото, серебро) и искусственные (александрийская фритта; свинцовые и цинковые белила; жженые охра, сиена, умбра и кость; древесный уголь). Все они имеют комплекс как положительных, так и отрицательных свойств (см. п. 11.2). Кроме того, материалы для реставрации и укрепления фресковой монументальной живописи должны отвечать еще целому ряду других дополнительных требований.
Они должны хорошо пропитывать красочный слой, глубоко проникать в грунт и нижележащие слои, а также обеспечивать укрепление частично деструктированной поверхности штукатурки без существенного изменения ее свойств (пористости, па- ропроницаемости). Укрепляющий материал должен обеспечивать восстановление механической прочности красочного слоя и не создавать границу напряжения в штукатурке между укрепленным и неукрепленным слоями. При этом не должны искажаться декоративные свойства живописи (цвет и фактура).
Реставрационные материалы должны сохранять свои свойства в течение длительного времени в условиях эксплуатации реставрируемых объектов, т. е. должны выдерживать перепады температур от +40 до -40 °С и относительной влажности окружающей среды 30... 100%, воздействие кислорода воздуха и других атмосферных газов, ультрафиолетовых лучей, биологических заражений, а также не должны адсорбировать и удерживать загрязнения. Подбираться они должны в зависимости от вида конкретного объекта и условий окружающей среды эксплуатации.
Современными материалами для фресковой монументальной живописи и при ее реставрации являются преимущественно составы на основе синтетических полимеров (полихлорвинил, полиакриламид, полибутилметакрилат) либо в композиции с природными веществами, а также природные и синтетические пигменты:
• водная дисперсия сополимера винилацетата с этилгексилакрилатом (ВА 2-ЭГА.). Хорошо укрепляет основу и дает эластичную водо- и температуроустойчивую пленку;
• водная дисперсия сополимера винилацетата с этиленом марок СВЭД-50 и СВЭД-30. Дисперсия СВЭД-50 по физико-механическим свойствам является полным аналогом ВА 2-ЭГА. Дисперсия СВЭД-30 имеет на порядок меньший размер частиц, а следовательно, и большую проникающую способность;
• растворы кремнийорганических полимеров (полиметилфенилсилоксановая и полисилоксановая смолы) марок К-42, К-15/3 (174-71) и др. Кремнийорганические полимеры (полиорганосилоксаны) содержат одновременно кремний, кислород и органические составляющие. Они обладают высокой химической и термической стойкостью, легко растворяются во многих органических растворителях, обладают незначительной вязкостью и способны легко проникать в поры реставрируемого материала.
В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража.