Группы с произведениями монументальной скульптуры.

(работа выполняется на примере одной возрастной группы)

Примерный план контрольной работы

Введение

1. Скульптура как вид изобразительного искусства, ее значение в разностороннем развитии детей.

2. Особенности восприятия и эстетических суждений дошкольников о произведениях скульптуры. Требования к отбору произведений.

3. Задачи ознакомления дошкольников с различными видами скульптуры.

4. Методика ознакомления детей со скульптурой.

5. Анализ проведенной работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендации к выполнению работы

Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие, место скульптуры в развитии ребенка-дошкольника, его индивидуальности. Выделите специфику восприятия произведений скульптуры, обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей со скульптурой, ее видами. Внимательно изучите вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов.

При выполнении практической части проанализируйте свой опыт

работы или опыт работы ДОУ:

 какие задачи в процессе художественного воспитания решаете;

 приведите примеры тематики занятий;

 какие методы и приемы используете;

 в чем вы видите эффективность своей работы.

 оцените эффективность своей работы по ознакомлению дошкольников

с изобразительным искусством;

 наметьте перспективы работы по художественному развитию детей.

В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий, их анализ (схему для анализа см. приложение №2), выписки из календарного плана, лепные работы (фотографии).

Литература

1. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.

2. Казакова, Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм

[Текст] / Т.Г.Казакова, Г.М. Вишнева // Дошкольное воспитание. - 1984.

- №6.

3. Тростянская, Г. Ознакомление дошкольников со скульптурой [Текст] /

Г.Тростянская. //Дошкольное воспитание.-1986. - №3.

4. Халезова, Н.Б. Эстетическое воспитание средствами монументальной

скульптуры [Текст] / Н.Б. Халезова, Е.В. Гончарова. //Дошкольное

воспитание.-1986. - №12.

Тема 22. Ознакомление детей старшей (подготовительной) группы с

Архитектурой

(работа выполняется на примере одной возрастной группы)

Примерный план контрольной работы

Введение

1. Архитектура как вид искусства, ее значение в развитии

дошкольников.

2. Особенности восприятия и эстетических суждений у дошкольников о произведениях архитектуры. Требования к отбору произведений.

3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями архитектуры.

4. Методика ознакомления детей с архитектурой.

5. Анализ проведенной работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендации к выполнению работы

Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие, место архитектуры в развитии ребенка-дошкольника, его индивидуальности. Определите особенности архитектуры как вида искусства. Познакомьтесь с работами С.Ю.Бубновой и Н.М.Святитской, выделите специфику восприятия произведений архитектуры, обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей с архитектурой. Внимательно изучите и раскройте вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов.

При выполнении практической части проанализируйте свой опыт

работы или опыт работы ДОУ:

 какие задачи в процессе художественного воспитания решаете;

 приведите примеры тематики занятий;

 какие методы и приемы используете;

 в чем вы видите эффективность своей работы.

 оцените эффективность своей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством;

 наметьте перспективы работы по художественному развитию детей.

В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий,

выписки из календарного плана.

Проведите обследование объема сформированности знаний детей об архитектуре на основе предложенных диагностических заданий (задание №1; №2).

В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий, выписки из календарного плана, рисунки детей (не менее шести), результаты диагностики.

Задание №1

Диагностические задания к теме «Ознакомление дошкольников с архитектурой»

(методика С.Ю.Бубновой)

Обследование объема сформированности знаний об архитектуре

Обследование объема сформированности знаний детей 5-6 лет об архитектуре осуществляется в индивидуальной беседе.

Цель: изучить особенности сформированности знаний старших дошкольников об архитектуре.

Вопросы для беседы:

 Для чего предназначены различные здания?

 Отличаются ли здания друг от друга?

 В чем заключаются эти отличия?

 Что нужно для того, чтобы задания были красивыми, нравились

людям?

 Из чего строят здания? Какие материалы используют строители?

 Кто принимает участие в создании дома?

 Кто помогает строителям возводить красивые города?

 Что такое архитектура?

Задание №2

Диагностика особенностей восприятия детьми архитектурных

сооружений

(методика С.Ю.Бубновой)

Цель: выявить особенности восприятия детьми 5-6 лет сооружений в

зависимости от их функционального назначения; своеобразия внешнего строения различных архитектурных сооружений, установить, какие особенности внешнего строения сооружений воспринимаются детьми как существенные для отнесения сооружения к тому или иному типу.

Материал: набор фотографий с изображением сооружений различного функционального назначения (жилые постройки, общественные здания, промышленные сооружения).

Ход выполнения задания: детям предлагается выбрать тот или иной тип сооружений и обосновать свой выбор.

Инструкция: «Представить себе путешественников, которые попали в незнакомый город, где все люди говорят на неизвестном языке. Необходимо помощь путешественникам отыскать среди множества зданий жилой дом, церковь, театр, цирк. Посмотри внимательно на фотографии и найди эти сооружения. Объясни, почему ты сделал этот выбор»

Критерии оценки:

 правильность выполнения задания,

 умение определять функциональное назначение сооружений

посредством выделения существенных особенностей их внешнего

строения.

Литература

1. Бубнова, С.Ю. Теория и методика ознакомления детей с архитектурой

[Текст] / С.Ю. Бубнова, Н.М. Святитская. – Орел, 2004.

2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.

3. Платохина, Н.А. Архитектурное пространство как среда

формирования у дошкольника ценностного отношения к городу [Текст] /

Н.А. Платохина. // Моделирование образовательного пространства:

межвуз. сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 1998. Вып.2.

4. Романова, Л. Знакомим с архитектурой [Текст] /Л.Романова.

//Дошкольное воспитание.-1998. - №4.

Наши рекомендации