Тема: «Окислительно-восстановительные реакции»

Цель занятия:

1. Изучить степени окисления.

2. Изучить закономерности протекания окислительно-восстановительных реакции.

3. Научиться самостоятельно составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определять окислители и восстановители.

Студенты должны знать:

1. Элементы с постоянной степенью окисления во всех сложных веществах, исключения, высшие и низшие степени окисления элементов.

2. Основные понятия и сущность окислительно-восстановительных реакций.

3. Правила составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Студенты должны уметь:

1. Классифицировать реакции с точки зрения степени окисления.

2. Определять и применять понятия: степень окисления, окислители и восстановители, процессы окисления и восстановления.

3. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении.

Общее время:180 минут.

Оснащение:периодическая система химических элементов.

Задание на самоподготовку

Ориентировочная карта №7

№ п/п Вопросы для самоподготовки Источники информации Цель деятельности Вопросы для самоконтроля
Степень окисления Учебник Ерохина Ю.М. «Химия».- М., 2009. стр. 53-55. Учебник Пустоваловой Л.М., Никаноровой И.Е. «Общая химия».–М.,2005. стр.50-52. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что такое степень окисления? 2. Чему равна алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле? Почему? 3. Какие элементы имеют постоянную степень во всех сложных веществах? 4. Какие степени окисления имеют водород и кислород в большинстве сложных веществ? Какие вы знаете исключения? 5. Какие степени окисления (положительные или отрицательные) имеют атомы металлов и неметаллов в сложных веществах? 6. Чему равна высшая (максимальная) степень окисления элемента? 7. Чему равна низшая (минимальная) степень окисления металлов и неметаллов? 8. Какие степени окисления называются промежуточными?  
Окислительно-восстановительные реакции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия». – М., 2009. стр. 56-63. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 131-142. Учебник Пустоваловой Л.М., Никаноровой И.Е. «Общая химия».–М.,2005. стр.93-98. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» – М., 1985. стр. 111-119. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. На какие 2 типа делятся все химические реакции? 2. Что такое окислительно-восстановительные реакции? 3. Чем обусловлено изменение степеней окисления в ходе ОВР? 4. Что такое окисление? 5. Что такое восстановление? 6. Какие частицы называют окислителями? 7. Какие частицы называют восстановителями?   8. Какие вещества могут выступать в роли только окислителей? Приведите примеры. 9. Какие вещества могут выступать в роли только восстановителей? Приведите примеры 10. Какие вещества могут выступать проявлять окислительно-восстановительную двойственность? Приведите примеры 11. Что такое межмолекулярные ОВР? 12. Что такое внутримолекулярные ОВР? 13. Что такое реакции диспропорционирования (самоокисления-сомовосстановления)? 14. Какое правило лежит в основе метода электронного баланса? 15. Расскажите алгоритм составления уравнений ОВР. 16. Каково значение ОВР в природе и технике?  


Самостоятельная работа студентов

№ п/п Название Описание Цель Время
Изучить степень окисления   Задание №1 1. Запишите в дневнике что такое степень окисления, какие элементы имеют постоянную степень окисления во всех сложных веществах. 2. Определите степень окисления: а) фосфора в H3PO4 , Ca(H2PO4)2 , P2O5; б) меди в Cu2O , Cu(NO3)2 , (CuOH)2CO3 ; в) серы в K2SO3 , Mg(HS)2 , KAl(SO4)2 . 3. Сколько электронов принято атомами в следующих превращениях: а) Mn+4 + ?ē → Mn+2; б) Cr+6 +?ē → Cr+3 ; в) Fe+3 + ?ē → Fe+2 ; г) Cu+2 + ?ē → Cu0 ; д) Ag+1 + ?ē → Ag0?   Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал. Применять и проверять знания, решая задачи.     30’
Изучить окислительно-восстановительные реакции Задание №2 1. Запишите в дневнике что такое ОВР, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель. 2. Какие из реакций, уравнения которых записаны ниже, являются ОВР: а) Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O; б) Fe2O3 + H2 = 2FeO + H2O; в) 2Fe + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2; д) FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KCl; е) 2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3 . 3. Укажите окислитель и восстановитель в следующих реакциях: а) Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2; б) MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O; в) 3HNO2 = HNO3 + 2NO + H2O. 4. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций: а) KBrO3 + KI + HCl → I2 + KBr + KCl + H2O; б) K2Cr2O7 + KI + H2SO4 → Cr2(SO4)3 + I2 + K2SO4 + H2O; в) NaNO3 + NaI + H2SO4 → NO + I2 + Na2SO4 + H2O; г) KBrO3 + NaCl + H2SO4 → KBr + Cl2 + Na2SO4 + H2O; д) Sn + HNO3 → Sn(NO3)2 + N2O + H2O; е) Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + N2 + H2O. Выработать умение пользоваться учебной литературой для систематизации знаний. Применять и проверять знания, решая задачи.   90’



Методическая разработка по химии для студентов к практическому занятию №6

Наши рекомендации