Особенности эксплуатации водородных систем
1. Если из емкости не удалить кислород, то при объемной концентрации (12-4%)Н2 произойдет объемный взрыв.
2. В жидком водороде хорошо растворимы газы, в частности гелий. Концентрация растворенного гелия определяется выражением , где PHe – парциальное давление гелия, а(Т) – константа Генри (при повышении температуры а(Т)→0, при Т=Тs а(Т)=0, т.е растворимость газов происходит во всех недогретых жидкостях.
Газовыделение по тракту опасно тем, что образуется газовая каверна, которая не исчезает (мощность насоса - величина постоянная, увеличение скорости приводит к увеличению газовыделения, а это, в свою очередь, сказывается на работе подшипников.
3. При наддуве водородного бака газообразным водородом может случиться ситуация, когда давление начнет понижаться (при конденсации газа), произойдет автовакуумирование и потеря устойчивости бака.
8.2Процессы захолаживания криогенных систем
Захолаживание – процесс предварительного охлаждения элементов криогенных систем от температуры окружающей среды до температуры хранения криогенной жидкости в емкости.
При захолаживании используются:
1) газ;
2) пар;
3) жидкость;
4) пар-жидкость.
Выбор процесса захолаживания осуществляется с учетом двух критериев:
1) задано ограничение на максимальное время захолаживания ;
2) задано ограничение на расход компонента топлива в процессе захолаживания .
Способы захолаживания магистралей и баКОВ
Возможны несколько вариантов захолаживания криогенных систем.
Захолаживание жидкостью.
1.1 Подача жидкости напрямую в магистраль после открытия разделительного клапана.
При подаче жидкости наблюдаются интенсивные колебания расхода и давления, возможен обратный выброс жидкости в бак (этот процесс динамический, нестационарный, неуправляемый); при обратном выбросе происходит выход из строя сетчатых и капиллярных устройств, следовательно, нельзя запустить двигатель заново в условиях невесомости; значительные величины пульсаций давления и расхода могут привести к разрушению магистрали.
1.2 Подача жидкости через байпасную (обходную) магистраль
1.2.1 Открытие клапана захолаживания.
1.2.2 подача жидкости через байпасную магистраль в основную.
В байпасной магистрали диаметр жиклера выбирают таким образом, чтобы в нём реализовывалось критическое течение. В жиклере происходит вскипание жидкости, за ним - создается парожидкостная среда, которая поступает в основную магистраль двигательной установки.
Достоинства данного способа:
- отсутствие пульсаций давлений и расхода в системе;
- реализация малых расходов компонентов топлива на захолаживание.
Недостатки:
- большое время захолаживания;
- установка дополнительного оборудования (увеличение массы системы, уменьшение ее надежности).
1.3 Подача через специальную систему регулирования расхода жидкости (ступенчатая система подачи топлива).
Данный способ применяется для захолаживания разгонных блоков и третьих ступеней ракет.
Нельзя открыть все три клапана одновременно, т.к. сразу произойдет выброс большого количества жидкости в систему и если G дренажа<G, то произойдет резкое увеличение давления в баке, что приведет к Þ разрушению бака.
Захолаживание газом
Для захолаживания используется переохлажденный газ из теплообменного аппарата.
Данный способ применяется для предстартового захолаживания систем.
Захолаживание паром.
Для захолаживания производится отбор пара из паровой подушки и подача в магистраль.