Эксплуатации информационных систем

Структура и функции системы качества данных

Свойства информации (данных), определяющие её

качество, показатели этих свойств, методы их оценки и способы обеспечения качества информации изучаются в курсе “Обеспечение качества данных”.

СКД – основное средство обеспечения качества данных в процессе эксплуатации ИС. В СКД с помощью контроля получают сведения о ходе ТППД и текущих характеристиках свойств перерабатываемых данных. По этим сведениям вырабатывают решение об управляющем воздействии.

Управляющее воздействие

 
  Эксплуатации информационных систем - student2.ru


Действия по предупреждению ухудшения качества данных Действия по восстановлению свойств данных Совершенствование структуры ТППД
Например: Например: Например:
  ............................   ............................   .............................   ............................ ............................ ...........................   ..............................   ..............................   ...............................   ................................   ................................

На рисунке показана схема информационных потоков о качестве данных. Двойные стрелки-потоки основных, перерабатываемых, данных.

Эксплуатации информационных систем - student2.ru

Рисунок 9.1 Связь СКД с ТППД и процессом его

совершенствования

Структура СКД соответствует свойствам данных.

Эксплуатации информационных систем - student2.ru Эксплуатации информационных систем - student2.ru Эксплуатации информационных систем - student2.ru Эксплуатации информационных систем - student2.ru Эксплуатации информационных систем - student2.ru Эксплуатации информационных систем - student2.ru Эксплуатации информационных систем - student2.ru

Рисунок 9.2 Структура СКД

СП-1 – субподсистема обеспечения формально-технических свойств данных

СП-2 – субподсистема обеспечения социально-психологических свойств данных.

В СП-1 данные рассматриваются как продукт ТППД. Обработка и анализ сведений о качестве данных может быть автоматизирован. Человек должен вмешиваться в ТППД при наличии сигналов о разрегулировании процесса. Структура СП-1 аналогична структуре систем управления качеством продукции на предприятии [5].

В СП-2 оценивается и формируется отношение к данным людей: источников и потребителей (ЛПР) данных.

Особенности СП-2:

  • Сведения о качестве данных получаются в результате опроса людей (специалистов или потре-

бителей данных).

  • Управляющее воздействие: убеждение, воспитание; перестройка методов управления (например, введение премиальной системы). Многие управляющие воздействия являются стимулирующими, направлены на формирование мотивов деятельности.
  • Эффект управления достигается постепенно.
  • Целесообразно периодически изменять стимулирующие воздействия, учитывая эффект адаптации людей.

Примечание: Задание для самостоятельной работы студентов: используя [5 § 6.3 – 6.5], изучить вопрос организации и функционирования систем качества продукции.

Сопровождение компьютерных программ

Сопровождение компьютерных программ (КП) – процесс модификации существующей компьютерной программы, обусловленный необходимостью устранения выявленных в ней ошибок и/или изменения её функциональных возможностей.

Эксплуатации информационных систем - student2.ru Задачи сопровождения программ

Усовершенствование программы: Адаптация программы: Коррекция программы:
..............................   ..............................   ...............................   ................................ ............................   ............................   ............................   ...........................   ............................   ............................   ...........................   ...........................

Организация сопровождения КП

  • Установление определённого порядка внесения обоснованных изменений в КП (см.рис.9.3).
  • Организация контроля за изменениями в КП со стороны руководителей ИС.
Этапы процесса сопровождения Пользователь Служба сопро- вождения Ответствен-ный за сопровождение
1.Формирование и передача предварительного извещения об изменениях КП. 2.Сообщение о возможных изменениях ответственному за КП. 3.Подача предварительных предложений ответственного за КП об изменениях. 4.Анализ предложений ответственного за сопровождение КП. 5.Формирование новой версии КП. 6.Исследование физических характеристик КП, полученных в результате изменений. 7.Сообщение о внесённых изменениях. 8.Заполнение журнала изменений. 9.Внесение изменений в тестовую версию. 10.Тестирование КП. 11. Внесение изменений в пользовательскую версию. 12. Контроль правильности внесения изменений. 13. Внесение изменений в документацию КП. 14.Утверждение акта приёмки. 15.Тиражирование новой версии. 16.Передача новой версии пользователю.      

Рисунок 9.3 Оперграмма процесса внесения изменений в КП

Примечания:

Задания для самостоятельной работы студентов:

· Используя [1], изучить разделы: “Основные эксплуатационные свойства программных изделий” и “Эксплуатационная документация программ”.

· Ответить на вопросы: какие свойства КП относят к их общим эксплуатационным свойствам?

· Что понимают под надёжностью КП?

Наши рекомендации