Энергизатор «Испорченный телефон»
Учитель предлагает учащимся встать в круг. Ведущий из числа обучающихсяговорит на ухо соседу, стоящему справа какое-либо слово или фразу, которое он должен передать дальше по кругу. Игра заканчивается, когда слово возвращается к ведущему. Ведущий должен произнести слово, которое переда и получил. Обратите внимание участников, чтобы быть правильно понятыми, нужно уметь хорошо слушать и говорить, уметь анализировать информацию.
Представление темы занятия. Звучит отрывок из песни А. Пугачевой на слова Л. Дербенева «Брось сигарету». Затем учитель спрашивает: «Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?» Учащиеся делают вывод: о табаке, сигаретах. Учитель уточняет: на занятии речь пойдет о рекламе сигарет, и что основное внимание будет уделено тому, о чем реклама умалчивает, предлагая покупать сигареты.
Мозговой штурм.Спросите, для чего нужна реклама? Выслушайте все ответы и запишите их на доске.
Мини-лекция. Дайте определение рекламы.
Реклама – это способ привлечения внимания к товару, который хочет продать производитель. |
Учитель подчеркивает, что основная цель рекламы – продать товар и заработать деньги. Если бы реклама не повышала продажу табачных изделий, то производители не платили бы деньги за рекламу, которая стоит очень дорого. Существует два вида рекламы: прямая (реклама различных марок сигарет) и косвенная, которая рекламирует курение. Например, в кинофильме герой закуривает, чтобы успокоиться (например, http://medportal.ru/budzdorova/advice/1403/ ).
Мозговой штурм. Спросите, где можно видеть рекламу сигарет. Запишите ответы на доску. Скажите, что реклама сигарет широко распространена. Чаще всего ее можно встретить в местах большого скопления людей: улицы города, спортивные соревнования, концерты и другие массовые мероприятия.
Работа в группах. Учитель просит участников разделиться на группы. Раздайте каждой группе образцы рекламы сигарет. Дайте задание: изучить рекламу, обсудить, о чем рассказывает реклама, во что заставляет человека поверить, какие приемы использовал рекламодатель, чтобы привлечь внимание к данной марке сигарет? О чем умалчивает реклама?
Заслушайте отчеты групп. Обсудите рекламные приемы, отмеченные участниками. Например: 1) привлекательность – в рекламе показывают только красивых юношей и девушек (Vogue, Salem); 2) снобизм – подчеркивается, что эту марку сигарет курят богатые и успешные люди (Parlament); 3) призыв к веселью и развлечениям- показывают, что сигареты неотъемлемая спутница на отдыхе, в путешествии (L&M); 4) обращение кпатриотическим чувствам – «Нанеси ответный удар» («Золотая Ява») и др.
Скажите, что реклама оказывает очень сильное влияние на поступки людей.рекламодатели используют различные рекламные призывы, с помощью которых хотят нас заставить поверить, что все, кто курят, выглядят молодыми, красивыми, спортивными, веселыми, здоровыми. Обратите внимание, что реклама, однако, ничего не говорит отрицательных последствиях курения для здоровья человека.
Мини-лекция: один из учеников на предыдущем занятии получил задание подготовить презентацию о влиянии курения на различные органы: 1) на сердце - сужаются кровеносные сосуды, работа по перекачиванию крови затрудняется, возникает риск возникновения инсульта и инфаркта; 2) на легкие: затрудняется нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество возрастает, повышается риск заболевания раком легких; 3) на внешность – курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.Обратите внимание, что курение часто становится причиной
пожара.
В презентации можно привести факты нерационального использования собственных денежных средств: английские ученые подсчитали, что курящий человек в течение жизни тратит на сигареты несколько десятков тысяч долларов. Поэтому производители сигарет будут изобретать различные рекламные способы, побуждающие человека покупать их товар, чтобы не лишиться огромные прибылей, которые получают от продажи сигарет, скрывая правду об опасности курения для здоровья. Обратите внимание, что основное внимание рекламодатели уделяют молодежи. Обратите внимание на то, что в настоящее время курение становится не модным. Правительства различных стран принимают законы, ограничивающие курение в общественных местах. Многие крупные компании не принимают на работу курящих сотрудников. Обратите внимание, что в нашей стране продажа сигарет лицам, не достигшим 18-летнего возраста, запрещена.
Работа в группах. Дайте каждой группе задание: используя услышанную информацию о вредных последствиях курения для здоровья человека, переписать и нарисовать рекламу сигарет, которую они обсуждали ранее, таким образом, чтобы она говорила всю правду об этой марке сигарет. Выслушайте отчеты групп. Поблагодарите за творчество. Подведите к пониманию, что несмотря на то, что у производителей табачных изделий есть много способов воздействия на людей, очень важно осознавать давление рекламы и выбирать для себя товары, безопасные для здоровья.
Подведите итоги занятия, сделайте выводы: 1) реклама сигарет приносит прибыль производителям; 2) реклама умалчивает о последствиях курения; 3) не следует поддаваться рекламе, побуждающей курить.
Домашнее задание:1) создайте рекламу, популяризирующую здоровый образ жизни; 2) проанализируйте фильм (или фильмы), в которых герои курят. Всегда ли курение оправдано сюжетом фильма? Можно ли было заменить курение каким-либо другим действием? Каким? «Перепишите» сценарий этой сцены.
Литература по теме занятия:
1. http://www.gl5.ru/pugacheva-alla-bros-sigaretu.html
2. http://medportal.ru/budzdorova/advice/1403/
3. Левитский Л.М., Язловецкий В.С. Вред алкоголя и никотина: Пособие для учителей. – 2-е издание. К., 1987.
4. Зяблова Е.В. Курить или не курить?// «Химия в школе», №7, 2002 г., с. 83.
5. Хачатрян И. Н. Сценка-миниатюра «Курильщик». // «Химия в школе», №7, 2002 г., с. 86.
6. Абрамова С.И. Тест для учащихся «Что вы знаете о табакокурении?» // «Химия в школе №6, 2009 г. с. 78.
7. Бойко А.Ф. Как бросить курить. М., 2003 г.
8. Файрушина С.М. Проблема курения в ракурсе естественно-научных дисциплин.// «Химия в школе №9, 2011 г. с. 65.
Занятие 7
Пояснительная записка
к занятию «Вода благоволила литься…»
Предлагаемое занятие по теме «Вода благоволила литься…» разработано по технологии критического мышления (автор И.В. Маркина) /1/. Занятие занимает 1 ч.
Все вопросы блеф-игры (кроме 9 и 10) «Верите ли вы…» взяты из сб. О.С. Габриеляна «Вода в нашей жизнь» /2/. Вопрос 10 включен в занятие для развития познавательного интереса обучающихся и усиления эмоциональной окраски урока.
Предлагаемые для демонстрации опыты можно выполнять и как лабораторные (т.е. в группах), при условии, что класс – может быстро и слаженно работать. В противном случае – лучше выполнять работу демонстрационно, пригласив для выполнения каждого опыта по одному ученику.
«ВОДА БЛАГОВОЛИЛА ЛИТЬСЯ…»