Тема: «Побочные подгруппы I и II, VI и VII групп»
Дисциплина: Неорганическая химия
Специальность: 060301 «Фармация»
Учебный год
Содержание учебно-методического пособия№11
1. Мотивация темы и цель самоподготовки
2. Рекомендации для самоподготовки
3. Вопросы для самоподготовки
4. Задания для самоподготовки.
Мотивация темы и цель самоподготовки.
Элементы I и II VI и VII. Пб./ п/группы являются типичными d-металлами. Их особенностью является то, что они находятся в ПС между типичными активными металлами и типичными активными неметаллами. У них заполняется предвнешний d-подуровень, что в значительной степени определяет их свойства, и свойства их соединений. Из-за большого разброса степеней окисления элементы имеют множество степеней окисления и способны к комплексообразованию.
Цель самоподготовки
Изучить свойства элементов I и II, VI и VII . Пб./ п/группы и их получение.
Представлять:
Биологическую роль меди, цинка марганца и хрома, и их применение в медицине и народном хозяйстве.
Знать:
1)Характеристику элементов I и II, VI и VII . Пб./ п/группы по положению в периодической системе .
2)Физические и химические свойства меди, серебра, цинка и их соединений.
3)Физические и химические свойства марганца, хрома, и их соединений.
Уметь:
1.Давать общую характеристику I и II, VI и VII . Пб./ п/группы по положение в ПС и с точки зрения строения атома.
2. Записывать уравнения реакции, доказывающие химические свойства и получение I и II, VI и VII . Пб./ п/группы и их соединений.
Рекомендации для самоподготовки
1. Внимательно прочитайте материал учебника «Неорганическая химия» Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова, стр.320-339, учебник «Неорганическая химия» Э.Т.Оганесян стр.348-357, 365-373;
2. Лекции №22-25
3. Ответьте на вопросы для самоподготовки данного пособия
4. Решите задачи для самоподготовки данного пособия.
Вопросы для самоподготовки
- Чем объясняются различия в свойствах главной и побочной подгрупп 1группы. Ответ обоснуйте с точки зрения теории строения атома и положения в ПС.
- Почему радиус иона меди меньше, чем радиус иона калия?
- Подтвердите жизненную необходимость меди.
- Как проявляется избыток и недостаток меди в организме? Роль меди в кроветворении.
- Объясните токсическое действие ионов меди и серебра.
- На чем основано применения серебра в медицинской практике?
- Почему цинк относится к переходным металлам?
- Объясните амфотерные свойства цинка. Докажите утверждения схемами уравнений реакции.
- Биологическая роль цинка.
- Токсичность соединений цинка.
- Применение соединений цинка в медицине.
- Токсичность соединений ртути.
- Обоснуйте размещение хрома в 6 группе ПС.
- В чем особенность строения валентного слоя хрома.
- какие степени окисления возможны, и какие являются характерными для элемента хрома.
- Что называется хромовой смесью, для чего она используется?
- В чем состоит биологическая роль хрома?
- Как объяснить токсичность хроматов и дихроматов?
- Напишите электронную формулу атома марганца. Какие степени окисления он может проявлять, и какие из них являются характерными?
- Укажите различия в строении атомов галогенов и атомов подгруппы марганца.
- Опишите биологическую роль марганца (П). В состав каких ферментов, и в состав каких жизненно важных систем, являющихся аккумуляторами и переносчиками энергии он входит.
- На какой реакции основано применение перманганата калия как антисептического средства.
Задания для самоподготовки.
- Кусочек серебряной монеты массой 0,3г растворили в азотной кислоте и осадили из полученного раствора серебро в виде хлорида. Масса осадка оказалась 0,19г. Сколько процентов серебра содержалось в монете?
- При прокаливании 1,56г смеси карбоната цинка с оксидом цинка получили 1,34гоксида цинка. Вычислите состав исходной смеси в процентах.
- Решите цепочку:
Cr(SO4)3 Cr(OH)3 Na2CrO4 Na2Cr2O7 Cr(OH)3 [Cr(OH)4]
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Учебно-методическое пособие для студентов по
подготовке к практическому занятию