Опыт №2 Взаимодействие растворов солей друг с другом.
Ход работы:
В пустую пробирку налейте 1 миллилитр раствора хлорида бария и 1 миллилитр раствора сульфата натрия. Наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.
Опыт №3 Гидролиз соли
Ход работы:
Пользуясь таблицей растворимости, учебником и краткой теорией, проведите гидролиз предложенных солей. Определите, какая среда образуется в растворе. Уравнения реакций запишите в таблицу.
№ варианта | ||||||||||
Формулы солей | Al(NO3)3 | NH4CL | K2CO3 | ВаS | NaNO2 | Fe2(CO3)3 | Na2S | FeCL2 | KNO2 | CrCl3 |
Номер опыта и ход работы | Наблюдения | Уравнения химических реакций |
Контрольные вопросы:
1. Что такое соли? Приведите примеры.
2. Почему сульфат меди с цинком реагирует, а с медью не реагирует?
3. Назовите по 2 растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых солей.
4. Что такое гидролиз?
5. Что такое кислоты? Приведите примеры.
6. Что такое основания? Приведите примеры.
Форма контроля:
Письменный отчёт, с устной защитой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Часа
Тема «Типы химических реакций»
Цель: систематизировать знания о классификации химических реакций
Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости; электрохимический ряд напряжений металлов; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, водные растворы хлороводородной кислоты, хлорида алюминия, NaОН, СаСО3, CuSO4, гранулы железа.
Задание:проведите химические опыты, результаты работы оформите в таблицу, сделайте выводы.
Краткие теоретические сведения.
Классификация химических реакций
I. По составу исходных веществ и продуктов реакции
1. Реакции разложения – это реакции, в результате которых одно сложное вещество разлагается на несколько более простых.
2. Реакции соединения - это реакции, в результате которых несколько веществ объединяются в одно сложное.
3. Реакции замещения - это реакции между простым и сложным веществами, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе и образуется 2 новых вещества, простое и сложное.
4. Реакции обмена - это реакции между сложными веществами, в результате которых они обмениваются ионами, и образуется 2 новых сложных вещества.
II. По обратимости
1. Обратимые – реакции, идущие в прямом и обратном направлениях.
2. Необратимые – реакции, идущие только в прямом направлении.
III. По тепловому эффекту
1. Экзотермические – реакции, идущие с выделением тепла.
2. Эндотермические - реакции, идущие с поглощением тепла.
IV. По изменению степени окисления
1. Окислительно-восстановительные – это реакции, в результате которых атомы химических элементов изменяют степени окисления.
2. Неокислительно-восстановительные – это реакции, в результате которых атомы химических элементов не изменяют степени окисления.
Опыт №1 Взаимодействие железа с медным купоросом.
Ход работы:
Возьмите пустую пробирку, поместите в нее металлическую скрепку и прилейте 2 миллилитра раствора сульфата меди. Через 5-10 минут свои наблюдения, и уравнение реакции запишите в таблицу.
Опыт №2 Взаимодействие карбоната кальция с хлороводородной кислотой.
Ход работы:
В пустую пробирку поместите небольшой кусочек карбоната кальция, прилейте 1 миллилитр раствора хлороводородной кислоты. Свои наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.
Опыт №3 Образование осадка.
Ход работы:
В пустую пробирку налейте 1 миллилитр раствора хлорида алюминия и осторожно, по каплям приливайте раствор гидроксида натрия до образования студенистого осадка. Что наблюдаете? Наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.
Номер опыта и ход работы | Наблюдения | Уравнения химических реакций |
Контрольные вопросы:
1. Что такое химическая реакция? Приведите примеры.
2. Какие признаки химических реакций вы знаете?
3. Перечислите признаки необратимости химических реакций.
4. Что такое экзотермическая реакция?
5. Какая реакция называется реакцией ионного обмена?
6. Перечислите типы химических реакций.
Форма контроля:
Письменный отчёт, с устной защитой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Часа
Тема «Скорость химической реакции»
Цель: систематизация знаний по теме «Скорость химической реакции»
Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости; электрохимический ряд напряжений металлов; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, спички, водные растворы серной и соляной кислот, гранулы цинка, железа, оксид меди.
Задание:проведите химические опыты, результаты работы оформите в таблицу, сделайте выводы.