Опыт №1 Приготовление суспензии и изучение ее свойств.
Ход работы:
С помощью мерного цилиндра, отмерьте 100мл. воды и поместите ее в стакан. К воде добавьте 1 мерную ложечку СаСО3. Смесь перемешивайте в течение 1 минуты.
Опишите полученный раствор а) сразу после приготовления; б) через 10 минут после приготовления. Результаты работы оформите в таблицу.
Опыт №2 Приготовление эмульсии моторного масла.
Ход работы:
С помощью мерного цилиндра, в 2 стакана отмерьте по 100мл. воды. В оба стакана добавьте по 1 мерной ложечке моторного масла. Осторожно перемешивайте смесь воды и масла в первом стакане 1 минуту, во втором стакане в течение 5 минут.
Опишите полученные растворы а) сразу после приготовления; б) через 10 минут после приготовления. Результаты работы оформите в таблицу.
Опыт №3 Получение пены и изучение ее свойств.
Ход работы:
С помощью мерного цилиндра, отмерьте 100мл. воды и поместите ее в стакан. К воде добавьте 1 мерную ложечку стирального порошка. Смесь перемешивайте до получения устойчивой пены.
Опишите полученный раствор а) сразу после приготовления; б) через 10 минут после приготовления. Результаты работы оформите в таблицу.
Номер и название опыта | Что делали | Что наблюдали |
Опыт №1 Приготовление суспензии и изучение ее свойств. | ||
Опыт №2 Приготовление эмульсии моторного масла. | ||
Опыт №3 Получение пены и изучение ее свойств. |
Контрольные вопросы:
1. Какое вещество является дисперсной фазой в полученном растворе?
2. Чем обусловлено выпадение осадка в данной суспензии?
3. Чем отличаются полученные во втором опыте эмульсии, почему?
4. Что такое пена?
5. Чем эмульсия отличается от пены?
Форма контроля:
Письменный отчёт, с устной защитой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Часа
Тема «Приготовление раствора заданной концентрации»
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»
Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал
Задание:пользуясь учебными пособиями и примерами выполнения заданий, проведите вычисления, запишите ответ. Сделайте выводы.
№ варианта | Вычислите массовую долю соли в полученном растворе | Рассчитайте массу соли и воды |
m(H2O)= 400г m(соли)= 20г | m(раствора)= 800г W(соли) = 10% | |
m(H2O)= 800г m(соли)= 30г | m(раствора)= 900г W(соли) = 20% | |
m(H2O)= 240г m(соли)= 40г | m(раствора)= 400г W(соли) = 5% | |
m(H2O)= 340г m(соли)= 50г | m(раствора)= 600г W(соли) = 15% | |
m(H2O)= 280г m(соли)= 60г | m(раствора)= 700г W(соли) = 20% | |
m(H2O)= 920г m(соли)= 70г | m(раствора)= 800г W(соли) = 12% | |
m(H2O)= 460г m(соли)= 80г | m(раствора)= 900г W(соли) = 18% | |
m(H2O)= 480г m(соли)= 60г | m(раствора)= 920г W(соли) = 30% | |
m(H2O)= 520г m(соли)= 70г | m(раствора)= 420г W(соли) = 40% | |
m(H2O)= 540г m(соли)= 80г | m(раствора)= 350г W(соли) = 50% |
Пример выполнения заданий
Задача №1
В 200г воды растворили 50г хлорида натрия. Вычислите массовую долю NaCl в полученном растворе.
Дано: m(H2O)= 200г m(NaCl) = 50г Найти: W(NaCl) - ? | Решение: m( в-ва ) Х 100% ; W= m( р-ра ) m(р-ра) = m(H2O) + m(NaCl) = 200г + 50г = 250 (г) W(NaCl)= m(NaCl)/m(р-ра) · 100% = 50/250 · 100% = 20 (%) Ответ: W(NaCl)= 20% |
Задача №2
Сколько граммов воды и хлорида калия потребуется для приготовления 500г раствора с массовой долей хлорида калия 14%?
Дано: m(р-ра)= 500г W(KCl) = 14% Найти: m (H2O) -? m (KCl) - ? | Решение: m( в-ва ) Х 100% ; W= m( р-ра ) m(в-ва) = W х m( р-ра ) / 100%; m(KCl) = 14%*500г./100% = 70 (г) m(H2O) = m(раствора) - m(KCl) = 500 – 70 =430 (г) Ответ: m(H2O)= 430г; m(KCl)= 70г. |
Контрольные вопросы:
1Что такое растворы?
2Чем гидраты отличаются от сольватов?
3Что такое растворимость?
4Что такое электролиты и неэлектролиты? Приведите примеры.
5Как называется отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора?
Форма контроля:
Письменный отчёт, с устной защитой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Часа
Тема «Изучение свойств кислот»
Цель: систематизация знаний о химических свойствах кислот.
Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, спички, универсальная лакмусовая бумага, водные растворы кислот, NaОН, CuSO4, хлорида бария, мерная ложечка, гранулы цинка и меди, оксид меди, раствор фенолфталеина.
Задание:проведите химические опыты, результаты работы оформите в таблицу, сделайте выводы.
Краткие теоретические сведения.
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода
и кислотных остатков.
Общая формула кислот: ,
где Ac – кислотный остаток.
Например: хлороводородная кислота HCl
серная кислота H2SO4
фосфорная кислота Н3РО4.
Кислоты могут быть твердыми (Н3РО4 , H2SiO3) и жидкими (HCl, H2SO4) , сильными (HCl, H2SO4, HNO3) и слабыми (H2SiO3 , Н2 СО3, H2S ), летучими (Н2СО3 , H2 SO3 ) и нелетучими (H2SiO3 , H2SO4).
Химические свойства кислот
1. В водных растворах кислоты диссоциируют на ионы водорода и ионы кислотного остатка.
HNO3 = Н+ + NO3- Свободные ионы водорода способны изменять окраску индикаторов. Лакмус и метиловый оранжевый окрашиваются в красный цвет.
2. При взаимодействии растворов кислот с металлами, образуется соль и газ водород.
2HCL + Zn = ZnCL2 + H2
· Данная реакция не идет с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода.
3. При взаимодействии растворов кислот с оксидами металлов, образуется соль и вода.
2HCL + СиО = СиCL2 + H2O
4. При взаимодействии растворов кислот с основаниями, образуется соль и вода.
HCL + KОН = KCL + H2O
5. При взаимодействии растворов кислот с солями, образуется новая соль и новая кислота.
HCL + AgNO3 = AgCL + HNO3