Опыт 2. Получение и изучение свойств солей фосфорной кислоты.

Ход работы. В две пробирки налейте по 3-4 капли раствора СаСl2. В первую добавьте столько же капель раствора NaH2PO4, во вторую − Na2HPO4, в третью − сначала 3-5 капель раствора аммиака, а затем раствора Na2HPO4. Напишите уравнения происходящих реакций. К полученным осадкам СаНРO4 и Са3(РO4)2 прилейте по 5 капель 2 н раствора уксусной кислоты. Что происходит? Напишите уравнения реакций.

Контроль усвоения темы занятия

Типовой тест выходного контроля

Выберите один правильный ответ

1. Токсичность нитритов связана с тем, что они

1) являются «мягкими» кислотами Льюиса, связывают SH – группы биолигантов;

2) окисляют аминогруппы нуклеиновых кислот, превращая гемоглобин в метагемоглобин;

3) блокируют карбоксипептидазу;

4) разрушают буферные системы в организме.

2. При ожоге кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-ным раствором CuSO4. Для приготовления 500 г такого раствора потребуется

1) 5 г соли и 500 г воды;

2) 50 г соли и 450 г воды;

3) 25 г соли и 275 г воды;

4) 10 г соли и 490 г воды.

3. Продукты разложения нитрата кальция:

1) CaNO2, O2; 2) СaO, NO2; 3) CaO, NO2, O2; 4) CaO, N2, O2.

Типовые задачи

1. Приведите структурную формулу азотной кислоты. Укажите валентность и степень окисления атома азота.

2. Приведите примеры реакций (по 3 примера), в которых азот играет роль окислителя и восстановителя.

3. Напишите уравнения реакций термического разложения следующих солей: (NH4)2CO3, NH4NO3,NH4Cl, NH4NO2.

4. Осуществите превращения:

а) N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → NH4NO3 → N2O → N2;

б) Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са(Н2РО4)2 → Са3(РО4)3 → Н3РО4.

Подведение итогов занятия

7.6. Задание на дом. Химия элементов IVA группы.

Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.

Литература:Основная: [1] стр. 318-328.

Дополнительная: [3] стр. 213-337.

Занятие 6

Тема. Химия элементов IVA группы

1. Актуальность.Значение углерода в жизненном процессе обусловлено отсутствием у него своего лица (индивидуальности), иначе говоря, обусловлено способностью приспосабливаться. При образовании связей валентные электроны углерода могут занимать устойчивые энергетические уровни. Вместе с тем устойчивость этих уровней не велика. Углерод, кислород, азот, фосфор и сера образуют ковалентные связи, обеспечивающие прочность неорганических и органических полимеров. Углеродные материалы (пироуглерод, графит, стеклоуглерод) благодаря их биоинертности и гемосовместимости широко применяются в сердечнососудистой хирургии для эндопротезирования. В медицинской практике используется активированный уголь (содержание угля около 90%) в качестве адсорбирующего средства при диспепсии, пищевых интоксикациях, отравлении алкалоидами, солями тяжелых металлов.Сода (NaНСО3) применяется в качестве средства, нейтрализующего кислоту.

Кремний в тканях животных и человека содержится постоянно. Больше всего его содержится в печени, надпочечниках, богаты кремнием также волосы, хрусталик глаза. Кремний участвует в кальцификации, является антагонистом кальция. Сегодня широко используются кремнийорганические полимеры − полисилоксаны, силиконовые резины. Силиконовые масла способны растворять и удерживать до 20% кислорода. Это свойство легло в основу их использования в качестве новых перспективных плазмозаменителей и дыхательных жидкостей. Германий не обладает биологической активностью.

2. Учебные цели:научиться

- на основе электронной структуры атомов и ионов определять общие свойства соединений, возможные пути их превращения, формировать представления о роли элементов IVА группы в живом организме;

- прогнозировать реакционную способность соединений в зависимости от положения в периодической системе Д.И. Менделеева;

- проводить пробирочные реакции;

- объяснять суть конкретных реакций;

- пользоваться справочной литературой;

- оформлять отчетную документацию (протокол лабораторных работ).

Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы

Вопросы для самоподготовки к занятию

1) Общая характеристика элементов IVА группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентные состояния, нахождение в природе.

2) Физические и химические свойства простых веществ: углерода и кремния.

3) Водородные соединения углерода и кремния (углеводороды, силаны) и их производные.

4) Физические и химические свойства оксидов углерода и кремния. Качественные реакции.

5) Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ион.

6) Кремниевые кислоты и их соли.

7) Биологическая роль элементов-неметаллов IVА группы.

4. Вид занятия:лабораторное занятие.

5. Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Оснащение рабочего места

6.1. Дидактический материал: справочник физико-химических величин, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости.

6.2. ТСО: калькуляторы.

6.3. Посуда и приборы:

штатив c пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, пипетка; на группу
6.4. Объекты исследования:
растворы: Na2SiO3, солей Mg, Ca, Ba; сухие вещества: Na2CO3. на группу
6.5. Реактивы:
вода дистиллированная; растворы: HCl, Na2CO3. на группу

Содержание занятия.

Наши рекомендации