Опыт 2. Изучение окислительных свойств перманганата калия.

Ход работы.Проделайте следующие реакции по схеме, используя для этого сульфит натрия, растворы щелочи и серной кислоты:

Опыт 2. Изучение окислительных свойств перманганата калия. - student2.ru

Напишите уравнения реакций. Сделайте вывод.

Опыт 3. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Ход работы

а) К раствору соли Fe2+ прилейте раствор красной кровяной соли. Что происходит? Напишите уравнения реакций.

б) В две пробирки налейте 1М раствора соли FeCl3. В одну прибавьте несколько капель раствора роданида калия, в другую − раствора K4[Fe(CN)6]. Что происходит? Напишите уравнения реакций.

Сделайте вывод.

Контроль усвоения темы занятия

Типовой тест выходного контроля

Выберите один правильный ответ

1. В составе гемоглобина железо находится в степени окисления

1) +2; 2) +3; 3) 0; 4) +6.

2. Элементы Fe, Co, Ni - это

1) микроэлементы, кофакторы ферментов;

2) микроэлементы, «металлы жизни»;

3) ультрамикроэлементы, выполняют регуляторную функцию;

4) органогенные элементы.

3. Процесс MnO4- → MnO2 проводили в среде

1) кислой; 2) нейтральной; 3) щелочной.

Типовые задачи

1. Из предложенного списка выберите соединения, которые проявляют только восстановительные свойства, только окислительные, амфотерные свойства: СrCl2, СrСl3, Сr(ОН)3, Сr2O3, CrO5, К2Cr2O7.

2. Напишите уравнения реакций, в которых из сульфата марганца (II) получаются: а) гидроксид марганца (III) б) диоксид марганца и марганцовая кислота.

3. Рассчитайте массу KMnO4, необходимую для приготовления 5 литров 0,02 н раствора. (Ответ: 3,16 г).

4. Осуществите превращения:

Fe2O3→Fe→FeCl2→ Fe(OH)2→Fe(OH)3 → Fe2(SO4)3 → KFe[Fe(CN)6];

Подведение итогов занятия

7.6. Задание на дом. Подготовка к контрольной работе по модулю «Металлы и их соединения».

Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.

Литература:Основная: [1] стр. 230-254; 263-299; 309-328.

Дополнительная: [3] стр. 57-150; 298-520;

[3] стр. 135-213.

Занятие 12

Тема. Контрольная работа по модулю «Металлы и их соединения»

Учебные цели:обобщить материал занятий 8-11, проверить его усвоение.

Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы

Вопросы для самоподготовки к занятию

1. Общая характеристика щелочных металлов: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентность, нахождение в природе.

2. Простые вещества – щелочные металлы. Физические и химические свойства.

3. Характеристика оксидов, пероксидов и гидроксидов щелочных металлов на примере натрия.

4. Характеристика солей щелочных металлов: карбонатов, фосфатов, сульфатов, галогенидов на примере натрия.

5. Биологическая роль металлов IA группы.

6. Общая характеристика элементов IIA группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентность, нахождение в природе.

7. Простые вещества – бериллий, магний, щелочноземельные металлы, радий. Физические и химические свойства. Качественные реакции на ионы Ca2+, Mg2+, Sr2+, Ba2+.

8. Характеристика оксидов и гидроксидов элементов IIA группы.

9. Характеристика солей щелочноземельных металлов: карбонатов, сульфатов, галогенидов на примере кальция.

10. Биологическая роль элементов IIA группы.

11. Общая характеристика металлов IIIA группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентность, изменение химической активности, нахождение в природе.

12. Простое вещество – алюминий. Физические и химические свойства. Амфотерность.

13. Характеристика оксидов и гидроксидов металлов IIIA группы.

14. Характеристика солей металлов IIIA группы: сульфатов, ацетатов, галогенидов на примере алюминия.

15. Биологическая роль металлов IIIA группы .

16. Общая характеристика металлов IVA группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентность, изменение химической активности, нахождение в природе.

17. Простые вещества – олово, свинец. Физические и химические свойства.

18. Характеристика оксидов, гидроксидов и солей металлов IVA группы.

19. Биологическая роль металлов IVA группы.

20. Общая характеристика металлов IБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.

21. Простые вещества – медь, серебро, золото. Физические и химические свойства.

22. Характеристика соединений серебра: оксида, нитрата, комплексов.

23. Характеристика соединений меди (II): оксида, гидроксида, сульфата, комплексов. Качественные реакции на ионы Сu2+.

24. Биологическая роль металлов IБ группы .

25. Общая характеристика металлов IIБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.

26. Простые вещества – цинк, кадмий, ртуть. Физические и химические свойства.

27. Токсичность кадмия и ртути.

28. Характеристика оксида и гидроксида цинка. Комплексные соединения цинка.

29. Роль меди и цинка в функционировании живых организмов.

30. Общая характеристика металлов VIБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.

31. Общая характеристика металлов VIIБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.

32. Общая характеристика металлов VIIIБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.

33. Физические и химические свойства простых веществ: хрома, железа, марганца.

34. Cоединения хрома (III): оксид, гидрокисид, гидроксокомплексы и их особенности.

35. Соединения хрома (IV): хромовые кислоты и их соли. Окислительные свойства.

36. Кислотно-основные свойства гидроксидов марганца (II) и (IV).

37. Кислотно-основные свойства гидроксидов марганца (VI) и (VII).

38. Окислительные свойства перманганат-иона в зависимоти от кислотности среды.

39. Свойства соединений железа (II): оксида, гидроксида. Качественные реакции на ионы Fe2+.

40. Свойства соединений железа (III): оксида, гидрокисида и их особенности. Качественные реакции на ионы Fe3+.

41. Биологическая роль металлов VIБ-VIIIБ групп.

Вид занятия:контрольная работа.

Продолжительность занятия:2 академических часа.

Оснащение рабочего места:справочник физико-химических величин, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости, калькуляторы.

Содержание занятия

Образец билета

1. Общая характеристика щелочных металлов: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентность, нахождение в природе.

2. Свойства соединений железа (III): оксида, гидрокисида и их особенности. Качественные реакции на ионы Fe3+.

3. Осуществите превращение:

Ag → Ag2S → AgNO3 → AgCl → [Ag(NH3)2]Cl → AgNO3 → Ag.

4. Какой объем воды необходимо взять, чтобы из 45 г сульфата алюминия приготовить 20 %-ный раствор?

Задание на дом.Подготовка к аттестации по практическим навыкам и итоговому тестированию.

Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.

Литература:Основная: [1] стр. 223-254; 318-391.

Дополнительная: [2] стр. 25-150; 298-520;

[3] стр. 135-361; 462-617.

Занятие 13

Наши рекомендации