Опыт №1 Приготовление суспензии и изучение ее свойств.

Ход работы:

С помощью мерного цилиндра, отмерьте 100мл. воды и поместите ее в стакан. К воде добавьте 1 мерную ложечку СаСО3. Смесь перемешивайте в течение 1 минуты.

Опишите полученный раствор а) сразу после приготовления; б) через 10 минут после приготовления. Результаты работы оформите в таблицу.

Опыт №2 Приготовление эмульсии моторного масла.

Ход работы:

С помощью мерного цилиндра, в 2 стакана отмерьте по 100мл. воды. В оба стакана добавьте по 1 мерной ложечке моторного масла. Осторожно перемешивайте смесь воды и масла в первом стакане 1 минуту, во втором стакане в течение 5 минут.

Опишите полученные растворы а) сразу после приготовления; б) через 10 минут после приготовления. Результаты работы оформите в таблицу.

Опыт №3 Получение пены и изучение ее свойств.

Ход работы:

С помощью мерного цилиндра, отмерьте 100мл. воды и поместите ее в стакан. К воде добавьте 1 мерную ложечку стирального порошка. Смесь перемешивайте до получения устойчивой пены.

Опишите полученный раствор а) сразу после приготовления; б) через 10 минут после приготовления. Результаты работы оформите в таблицу.

Номер и название опыта Что делали Что наблюдали
Опыт №1 Приготовление суспензии и изучение ее свойств.    
Опыт №2 Приготовление эмульсии моторного масла.    
Опыт №3 Получение пены и изучение ее свойств.      

Контрольные вопросы:

1. Какое вещество является дисперсной фазой в полученном растворе?

2. Чем обусловлено выпадение осадка в данной суспензии?

3. Чем отличаются полученные во втором опыте эмульсии, почему?

4. Что такое пена?

5. Чем эмульсия отличается от пены?

Форма контроля:

Письменный отчёт, с устной защитой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Часа

Тема «Приготовление раствора заданной концентрации»

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»

Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал

Задание:пользуясь учебными пособиями и примерами выполнения заданий, проведите вычисления, запишите ответ. Сделайте выводы.

№ варианта Вычислите массовую долю соли в полученном растворе Рассчитайте массу соли и воды
m(H2O)= 400г m(соли)= 20г m(раствора)= 800г W(соли) = 10%
m(H2O)= 800г m(соли)= 30г m(раствора)= 900г W(соли) = 20%
m(H2O)= 240г m(соли)= 40г m(раствора)= 400г W(соли) = 5%
m(H2O)= 340г m(соли)= 50г m(раствора)= 600г W(соли) = 15%
m(H2O)= 280г m(соли)= 60г m(раствора)= 700г W(соли) = 20%
m(H2O)= 920г m(соли)= 70г m(раствора)= 800г W(соли) = 12%
m(H2O)= 460г m(соли)= 80г m(раствора)= 900г W(соли) = 18%
m(H2O)= 480г m(соли)= 60г m(раствора)= 920г W(соли) = 30%
m(H2O)= 520г m(соли)= 70г m(раствора)= 420г W(соли) = 40%
m(H2O)= 540г m(соли)= 80г m(раствора)= 350г W(соли) = 50%

Пример выполнения заданий

Задача №1

В 200г воды растворили 50г хлорида натрия. Вычислите массовую долю NaCl в полученном растворе.

Дано: m(H2O)= 200г m(NaCl) = 50г Найти: W(NaCl) - ? Решение: m( в-ва ) Х 100% ; W= m( р-ра )   m(р-ра) = m(H2O) + m(NaCl) = 200г + 50г = 250 (г) W(NaCl)= m(NaCl)/m(р-ра) · 100% = 50/250 · 100% = 20 (%)   Ответ: W(NaCl)= 20%

Задача №2

Сколько граммов воды и хлорида калия потребуется для приготовления 500г раствора с массовой долей хлорида калия 14%?

Дано: m(р-ра)= 500г W(KCl) = 14% Найти: m (H2O) -? m (KCl) - ?   Решение: m( в-ва ) Х 100% ; W= m( р-ра )   m(в-ва) = W х m( р-ра ) / 100%;   m(KCl) = 14%*500г./100% = 70 (г) m(H2O) = m(раствора) - m(KCl) = 500 – 70 =430 (г)   Ответ: m(H2O)= 430г; m(KCl)= 70г.  

Контрольные вопросы:

1Что такое растворы?

2Чем гидраты отличаются от сольватов?

3Что такое растворимость?

4Что такое электролиты и неэлектролиты? Приведите примеры.

5Как называется отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора?

Форма контроля:

Письменный отчёт, с устной защитой.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Часа

Тема «Изучение свойств кислот»

Цель: систематизация знаний о химических свойствах кислот.

Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, спички, универсальная лакмусовая бумага, водные растворы кислот, NaОН, CuSO4, хлорида бария, мерная ложечка, гранулы цинка и меди, оксид меди, раствор фенолфталеина.

Задание:проведите химические опыты, результаты работы оформите в таблицу, сделайте выводы.

Краткие теоретические сведения.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода

и кислотных остатков.

Общая формула кислот: Опыт №1 Приготовление суспензии и изучение ее свойств. - student2.ru Опыт №1 Приготовление суспензии и изучение ее свойств. - student2.ru ,

где Ac – кислотный остаток.

Например: хлороводородная кислота HCl

серная кислота H2SO4

фосфорная кислота Н3РО4.

Кислоты могут быть твердыми (Н3РО4 , H2SiO3) и жидкими (HCl, H2SO4) , сильными (HCl, H2SO4, HNO3) и слабыми (H2SiO3 , Н2 СО3, H2S ), летучими (Н2СО3 , H2 SO3 ) и нелетучими (H2SiO3 , H2SO4).

Химические свойства кислот

1. В водных растворах кислоты диссоциируют на ионы водорода и ионы кислотного остатка.

HNO3 = Н+ + NO3- Свободные ионы водорода способны изменять окраску индикаторов. Лакмус и метиловый оранжевый окрашиваются в красный цвет.

2. При взаимодействии растворов кислот с металлами, образуется соль и газ водород.

2HCL + Zn = ZnCL2 + H2

· Данная реакция не идет с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода.

3. При взаимодействии растворов кислот с оксидами металлов, образуется соль и вода.

2HCL + СиО = СиCL2 + H2O

4. При взаимодействии растворов кислот с основаниями, образуется соль и вода.

HCL + KОН = KCL + H2O

5. При взаимодействии растворов кислот с солями, образуется новая соль и новая кислота.

HCL + AgNO3 = AgCL + HNO3

Наши рекомендации