Опыт №1.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).
В пробирку с 1 мл раствора сульфата меди (II) прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавьте 0,5 мл раствора глюкозы, и смесь взболтайте до полного растворения этого осадка.
Запишите наблюдения_____________________________________________
Составьте уравнения реакций: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод (наличие какой группы атомов, входящей в состав глюкозы, подтверждает проведенная реакция?):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.
К полученному в предыдущем опыте раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте над пламенем горелки, укрепив ее наклонно так, чтобы нагрелась только верхняя часть раствора.
Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.
Запишите наблюдения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Составьте уравнение реакции:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод (наличие какой группы атомов, входящей в состав глюкозы, подтверждает проведенная реакция?): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Опыт №3.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.
В пробирку, содержащую 1-2 мл раствора глюкозы в воде, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра. Взболтайте и слегка подогрейте
содержимое пробирки до начала почернения смеси (лучше нагревать смесь, держа пробирку в стакане с кипящей водой).
Запишите наблюдения_____________________________________________
Составьте уравнение реакции: ________________________________________________________________________Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Опыт №4.Взаимодействие крахмала с йодом.
а) Налейте в пробирку 2-3 мл охлажденного крахмального клейстера и
прибавьте несколько капель йодной воды (раствор йодной воды должен быть
очень разбавленным и иметь слегка желтую окраску).
Запишите наблюдения_____________________________________________
б) После того как цвет крахмального клейстера изменился, нагрейте
содержимое пробирки в пламени горелки.
Запишите наблюдения_____________________________________________
Сделайте вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Какие органические вещества называются углеводами?
2. Какова классификация углеводов?
3. В чем состоит отличие глюкозы, фруктозы и крахмала?
4. Каковы особенности химических свойств глюкозы?
5. Какие химические свойства являются общими для глюкозы и глицерина?
6. Какова роль глюкозы в жизненных процессах человека?
7. В чем состоит отличие в строении крахмала и целлюлозы?
Литература Ю.М. Ерохин «Химия» М. 2003 Глава 24 стр. 338
Лабораторное занятие №10
«Изучение свойств белков»
Цель:ознакомление с качественными реакциями на белки.
Теория
Белками называются высокомолекулярные природные полимеры, молекулы которых построены из остатков аминокислот.
Биологические функции белков очень разнообразны: каталитическая, защитная, структурная, двигательная, транспортная, регуляторная, запасная и др.
Исключительное свойство белка - самоорганизация структуры, т.е. его способность самопроизвольно создавать определённую, свойственную только данному белку пространственную структуру.
В молекулах белка аминокислоты связаны между собой пептидными -СО-NH-связями. Полипептидные цепи или отдельные участки могут быть в отдельных случаях дополнительно связаны между собой дисульфидными связями (- S - S -).
Большую роль в создании структуры белков играют ионные (солевые) и водородные связи, а так же особый вид контактов между гидрофобными компонентами молекул белков в водной среде.
Несмотря на различие в строение и функции белковых веществ, их элементарный состав колеблется незначительно (6% на сухую массу): углерода - 51-53%, кислорода - 21.5-23.5%, азота - 16.8-18.4%, водорода - 6.5 -7.3%, сера - 0.3-2.5%.
Имея сложное строение белки, обладают, естественно, и разнообразными свойствами. Одни белки, например белок куриного яйца, растворяется в воде, образуя коллоидные растворы; другие растворяются в разбавленных растворах солей, некоторые белки совсем не растворяются.
Наличие в молекулах белков групп - СООН и - NH2 делает белки амфотерными.
Важное свойство белков - подвергаться гидролизу при нагревании с раствором кислоты или щёлочи до аминокислот.
Под влиянием внешних факторов (нагревание, радиация, сильное встряхивание) может нарушаться конфигурация белка - её вторичная и третичная структура. Этот процесс называется денатурацией. Сильное нагревание вызывает не только денатурацию белков, но и разложение их с выделением летучих продуктов, обладающих запахом жженых перьев.
Белки дают ряд характерных цветных реакций, по которым можно распознать их среди других веществ.
Ксантопротеиновая реакция заключается в нитровании бензольных колец, содержащихся в остатках аминокислот. Если к раствору белка прилить несколько капель азотной кислоты, то вначале образуется белый осадок, а при дальнейшем нагревании его он желтеет. Если по мере охлаждения этой смеси добавить раствор аммиака, то можно наблюдать переход желтого окрашивания в оранжевый. Эту реакцию можно наблюдать на коже рук при неосторожном обращении с азотной кислотой.
Биуретовая реакция затрагивает пептидные связи в молекулах белка. При взаимодействии белков в слабощелочной среде с сульфатом меди (II) появляется характерное ярко-фиолетовое окрашивание, что связано с образованием комплексных соединений - Сu2+ с белками.
Порядок выполнения работы
Оборудование и реактивы:горелка, штатив с пробирками; раствор куринного белка; концентрированная азотная кислота; раствор гидроксида натрия; раствор сульфата меди (II).
Опыт №1. Горение белков.
Внесите шерстяную нить в пламя горелки. Запишите наблюдения ________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2.Денатурация белка.
а) Приготовьте раствор белка. Для этого белок куриного яйца растворите, в
150 мл воды. В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка и нагрейте на горелке
до кипения. Запишите наблюдения __________________________________________
б) охладите содержимое пробирки. Разбавьте водой в два раза.
Запишите наблюдения _______________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цветные реакции белков