Опыт №1.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).

В пробирку с 1 мл раствора сульфата меди (II) прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавьте 0,5 мл раствора глюкозы, и смесь взболтайте до полного растворения этого осадка.

Запишите наблюдения_____________________________________________

Составьте уравнения реакций: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод (наличие какой группы атомов, входящей в состав глюкозы, подтверждает проведенная реакция?):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.

К полученному в предыдущем опыте раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте над пламенем горелки, укрепив ее наклонно так, чтобы нагрелась только верхняя часть раствора.

Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.

Запишите наблюдения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Составьте уравнение реакции:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод (наличие какой группы атомов, входящей в состав глюкозы, подтверждает проведенная реакция?): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Опыт №3.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

В пробирку, содержащую 1-2 мл раствора глюкозы в воде, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра. Взболтайте и слегка подогрейте

содержимое пробирки до начала почернения смеси (лучше нагревать смесь, держа пробирку в стакане с кипящей водой).

Запишите наблюдения_____________________________________________

Составьте уравнение реакции: ________________________________________________________________________Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Опыт №4.Взаимодействие крахмала с йодом.

а) Налейте в пробирку 2-3 мл охлажденного крахмального клейстера и
прибавьте несколько капель йодной воды (раствор йодной воды должен быть
очень разбавленным и иметь слегка желтую окраску).

Запишите наблюдения_____________________________________________

б) После того как цвет крахмального клейстера изменился, нагрейте
содержимое пробирки в пламени горелки.

Запишите наблюдения_____________________________________________

Сделайте вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Какие органические вещества называются углеводами?

2. Какова классификация углеводов?

3. В чем состоит отличие глюкозы, фруктозы и крахмала?

4. Каковы особенности химических свойств глюкозы?

5. Какие химические свойства являются общими для глюкозы и глицерина?

6. Какова роль глюкозы в жизненных процессах человека?

7. В чем состоит отличие в строении крахмала и целлюлозы?

Литература Ю.М. Ерохин «Химия» М. 2003 Глава 24 стр. 338

Лабораторное занятие №10

«Изучение свойств белков»

Цель:ознакомление с качественными реакциями на белки.

Теория

Белками называются высокомолекулярные природные полимеры, молекулы которых построены из остатков аминокислот.

Биологические функции белков очень разнообразны: каталитическая, защитная, структурная, двигательная, транспортная, регуляторная, запасная и др.

Исключительное свойство белка - самоорганизация структуры, т.е. его способность самопроизвольно создавать определённую, свойственную только данному белку пространственную структуру.

В молекулах белка аминокислоты связаны между собой пептидными -СО-NH-связями. Полипептидные цепи или отдельные участки могут быть в отдельных случаях дополнительно связаны между собой дисульфидными связями (- S - S -).

Большую роль в создании структуры белков играют ионные (солевые) и водородные связи, а так же особый вид контактов между гидрофобными компонентами молекул белков в водной среде.

Несмотря на различие в строение и функции белковых веществ, их элементарный состав колеблется незначительно (6% на сухую массу): углерода - 51-53%, кислорода - 21.5-23.5%, азота - 16.8-18.4%, водорода - 6.5 -7.3%, сера - 0.3-2.5%.

Имея сложное строение белки, обладают, естественно, и разнообразными свойствами. Одни белки, например белок куриного яйца, растворяется в воде, образуя коллоидные растворы; другие растворяются в разбавленных растворах солей, некоторые белки совсем не растворяются.

Наличие в молекулах белков групп - СООН и - NH2 делает белки амфотерными.

Важное свойство белков - подвергаться гидролизу при нагревании с раствором кислоты или щёлочи до аминокислот.

Под влиянием внешних факторов (нагревание, радиация, сильное встряхивание) может нарушаться конфигурация белка - её вторичная и третичная структура. Этот процесс называется денатурацией. Сильное нагревание вызывает не только денатурацию белков, но и разложение их с выделением летучих продуктов, обладающих запахом жженых перьев.

Белки дают ряд характерных цветных реакций, по которым можно распознать их среди других веществ.

Ксантопротеиновая реакция заключается в нитровании бензольных колец, содержащихся в остатках аминокислот. Если к раствору белка прилить несколько капель азотной кислоты, то вначале образуется белый осадок, а при дальнейшем нагревании его он желтеет. Если по мере охлаждения этой смеси добавить раствор аммиака, то можно наблюдать переход желтого окрашивания в оранжевый. Эту реакцию можно наблюдать на коже рук при неосторожном обращении с азотной кислотой.

Биуретовая реакция затрагивает пептидные связи в молекулах белка. При взаимодействии белков в слабощелочной среде с сульфатом меди (II) появляется характерное ярко-фиолетовое окрашивание, что связано с образованием комплексных соединений - Сu2+ с белками.

Порядок выполнения работы

Оборудование и реактивы:горелка, штатив с пробирками; раствор куринного белка; концентрированная азотная кислота; раствор гидроксида натрия; раствор сульфата меди (II).

Опыт №1. Горение белков.

Внесите шерстяную нить в пламя горелки. Запишите наблюдения ________________________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2.Денатурация белка.

а) Приготовьте раствор белка. Для этого белок куриного яйца растворите, в
150 мл воды. В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка и нагрейте на горелке
до кипения. Запишите наблюдения __________________________________________

б) охладите содержимое пробирки. Разбавьте водой в два раза.

Запишите наблюдения _______________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цветные реакции белков

Наши рекомендации