Опыт № 2. Получение комплексных соединений меди.

Медь является необходимым микроэлементом растительных и животных организмов. В настоящее время известно около 25 медьсодержащих ферментов. Ион меди в этих соединениях образует комплексные соединения – биокластеры с органическими веществами содержащими -NH2, -OH, -SH группы. Модельными комплексными соединениями являются комплексы иона меди с аммиаком, амминокислотой глицином, многоатомными спиртами (этиленгликоль, глицерин), углеводами (глюкоза).

Методика эксперимента.В пробирку налейте 3-4 мл 2%-ного раствора CuSO4, осторожно по каплям добавьте раствор КОН или NaOH до образования осадка. Раствор с полученным осадком разлейте на две части. К одной добавьте избыток раствора NH4OH, к другой раствор 1%-ной глюкозы. Запишите уравнения реакции образование осадка Cu(ОН)2 и растворении его при образовании комплексных соединений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите наблюдаемые явления:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте выводы: (Какое координационное число проявляет Сu2+? Укажите геометрическую форму молекулы комплекса. Назовите полученные комплексы).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 3. Получение комплексных соединений железа.

В организме человека содержится 5г железа в виде внутрикомплексных соединений как Fe+2 так и Fe+3 . Примером комплексных соединений железа являются K4[Fe(CN)6] и K3[Fe(CN)6], которые применяются в биохимических анализах и исследованиях. Ниже приведенные реакции являются качественными на ионы Fe+2 и Fe+3 в растворах.

Методика эксперимента.

а) в пробирку поместите 2-3 капли раствора FeSO4, добавьте каплю раствора гексацианоферата (III) калия - K3[Fe(CN)6]. Напишите уравнение реакции, дайте химическое название полученному веществу известному как турнбулева синь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение: (Отметьте цвет осадка)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) в пробирку поместите 2-3 капли раствора FeС13, добавьте каплю раствора гексацианоферрата (II) калия – K4[Fe(CN)6]. Напишите уравнение реакции, дайте химическое название полученному веществу известному как берлинская лазурь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение: (Отметьте цвет осадка)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) в пробирку поместите 1-2 мл раствора FeС13, добавьте несколько капель KCNS? Напишите уравнение реакции.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите наблюдения: (Какую окраску имеет полученное комплексное соединение K3[Fe(SCN)6)]?)

Выводы: (Сделайте вывод о возможности использования данных реакций для качественного обнаружения ионов Fe+2 и Fe+3 в растворах и биологических жидкостях)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 4. Исследование окислительных свойств перманганата калия.

Соединения Mn+7 для организма являются ядами так как они являются сильными окислителями и активно взаимодействуют с органическими и неорганическими веществами. Окислительные свойства KMnO4 широко используются в биохимическом анализе, для определения мочевой кислоты в крови, окисляемости воды и так далее. Реакция олеиновой кислоты с KMnO4 является примером такого взаимодействия и является качественной на двойные связи.

Методика эксперимента.В пробирку поместите 2 капли олеиновой кислоты, добавьте 2 капли раствора Na2CO3 и 2 капли раствора KMnO4. Встряхните пробирку несколько раз. Запишите реакцию взаимодействия с олеиновой кислотой С17Н33СООН.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение:(Отметьте, какие изменения происходят с первоначальной фиолетовой окраской раствора)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 5 Исследование окислительных свойств бихромата калия.

Соединения Сr+6 являются для организма ядами, за счет своих окислительных свойств. Окислительные свойства его можно изучить на примере реакции с этиловым спиртом.

Методика эксперимента.В пробирку поместите 2 капли этилового спирта, добавьте каплю 10%-ной H2SO4 и 2 капли бихромата калия. Полученный оранжевый раствор нагрейте до начала изменения окраски и появления запаха уксусного альдегида (запах прелых яблок). Напишите уравнения реакции, укажите окислитель и восстановитель.

Химизм:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Cделайте выводы:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к защите работы

1. В каких степенях окисления встречаются d-элементы в организме? Приведите примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как называются комплексные соединения d-элементов с органическими лигандами? Приведите примеры и назовите их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. С какими веществами реагирует KMnO4, учитывая, что реакция используется как качественная?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие ионы образуют окрашенные комплексные соединения: Cu+, Cu2+, Fe2+, Fe3+, Ag+, Zn2+, Co3+ ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С помощью химических реакций докажите наличие ионов Cu2+ и Ag+ в водном растворе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 1.2.4.

Наши рекомендации