Художественное творчество
Суть художественного творчества: соединение свободно созданных фантазий и реальности в конечном продукте искусства таким образом, чтобы произвести художественный эффект.
В отличие от научного и технического творчества, художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность.
Организация творческого развития школьников осуществляется вожатым черезсоздание благоприятных условий, способствующих развитию и реализации творческих способностей личности.
Для обеспечения творческого развития личности важно, чтобы:
· выполняемая деятельность приводила к реальным изменениям;
· деятельность была разнообразной и интересной;
· присутствовала поддержка, одобрение со стороны других;
· была возможность для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни;
· присутствовали поощрения самостоятельной активности и инициативы, творческих способностей;
· были доброжелательные отношения со сверстниками, педагогами, родителями, вожатым.
Психологами выделяются основные условия развития и реализации творческих способностей личности:
· Отсутствие образца регламентированного поведения;
· Наличие позитивного образа творческого поведения;
· Создание условий для подражания;
· Социальное подкрепление (грамоты, призы, экскурсии и т.д.).
По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут «пробиться» через поток забот и переживаний.
Вожатый может организовывать работу, координируя свою деятельность со школьными психологами: проведение мастер-классов, тренингов уверенности в себе и т.п.
Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Традиционно выделяют четыре стадии творческого мышления:
1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
3. Озарение — появление интуитивного решения.
4. Проверка — испытание и/или реализация решения.
Для организации творческого развития школьников важно учитывать их возрастные особенности.
Возрастные особенности младших школьников (6–7 до 9–10 лет)
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Но игра продолжает занимать важнейшее место в жизни младшего школьника, стимулируя их познавательную и творческую активность, помогая сохранять внимание и произвольность действий, поскольку умственная работоспособность младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая, они легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Поэтому основной формой деятельности по развитию творческого мышления младших школьников должна быть игровая.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста, позволяющими обучающимся стать активными членами РДШ, являются:
· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
· рефлексия, анализ, внутренний план действий;
· развитие нового познавательного отношения к действительности;
· ориентация на группу сверстников.
В младшем школьном возрасте создаются условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. «Утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников, что позволяет ребенку руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Все это дает возможность включить младших школьников в РДШ и эффективно организовать мотивационный и операционально-регулирующий этапы деятельности вожатого по их творческому развитию.
Младшие школьники восприимчивы и впечатлительны. Все новое (книжка с картинками, интересный пример, шутка) вызывает немедленную реакцию. Поэтому при организации их творческого развития очень важно использовать наглядный материал, добавлять элементы театрализованных действий, инсценировать героев сказок, мультфильмов, вызывая интерес, сохраняя внимание.
Важный источник успехов младших школьников – их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения взрослого, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Поэтому при организации творческого развития младших школьников необходимо предоставить им возможности для научения, копирования. Здесь могут быть как мастер-классы специалистов, так и обучающие занятия, организованные более старшими детьми.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Это определяет значимость организации разновозрастных групп для творческого развития в РДШ, ситуации, когда старшие школьники общаются, направляют, обучают младших.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
· формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
· развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
· раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
· развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
· становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
· усвоения социальных норм, нравственного развития;
· развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Здесь важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому очень важно стимулирование деятельности младших школьников в том числе с помощью эмоциональной поддержки, похвалы, грамот.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт творчества в этом мире.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет)
Это переходный возраст от детства к юности (5–9 классы), характеризующийся глубокой перестройкой всего организма.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа вожатого должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом «бури и натиска». Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому вожатый должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
В этом возрасте подросток стремиться подражать окружающим. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе – насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные.
Вожатому необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
— формирование нравственных качеств личности
— знакомство с примерами положительных идеалов.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Притязания на признание, чувство взрослости – очень важно для подростка. Здесь вожатый может организовать разновозрастные отряды, в которых подростки могут быть наставниками, обучающими и поддерживающими младших ребят. Организуя работу с обучающимися, вожатый должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром.