Художественное творчество в России XIX - ХХ вв

Народное художественное творчество формировалось как способ личностного самовыражения. Самостоятельная деятельность, или самодеятельность, в любой из форм является основой свободного и нерегламентированного проявления личности. Формирование и реализация этих элементов составляет суть народного творчества с первых наскальных рисунков древнего пращура и до овладения современными сложными танцевальными или актерскими движениями, включающими элементы различных искусств.

Вопрос о том, что понимать под "самодеятельностью", кажется, не требует особых поисков ответа, ибо он заложен в самом содержании термина "самодеятельность" — сам делаю. Но тогда каковы характеристики, свойства самодеятельности? Одним из первых в теоретическом плане в наиболее обобщенной форме ответ на этот вопрос дан К.Марксом в "Экономическо-философских рукописях 1844 года". Характеризуя сущность самодеятельности, он рассматривает ее как деятельность свободную, универсальную, детерминируемую внутренними побуждениями человека, т.е. желаемую, самостоятельную и творческую. С этими характеристиками самодеятельности трудно не согласиться. Однако К.Маркс увязал жестко категорию самодеятельности с социально-классовым ее содержанием, придал ей экономический и политический смысл.

Очевидно, что самодеятельный характер всей народной художественной практики и художественная самодеятельность не однозначные понятия. Все многообразие форм бытования художественного творчества, а не только собственно художественная самодеятельность имеют самодеятельный характер. В декоративно-прикладном творчестве, в фольклоре, любительском, бытовом творчестве самодеятельность составляет их основу- Следует отметить, что самодеятельные начала в организованных и неорганизованных формах творчества проявляются в известном смысле по-особенному. Если неорганизованное творчество ближ е в этом плане к фольклорным традициям, то художественная самодеятельность сформировала новый тип проявления самодеятельности как результат общественно-организованного творчества.

"Фольклор - искусство подлинно самодеятельное, существующее прежде всего для самих его творцов и исполнителей, для самих масс, и только потом уже - для слушателей и зрителей", - пишет В.Е.Гусев.

Основное, что отличает самодеятельность от фольклора - организованность. Самодеятельность - "форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и определенные средства организации." [11, с.30] Фольклор, "так же будучи проявлением первичных творческих устремлений, возникает, однако, стихийно, “незапланировано" и уже по одному этому не предполагает никакой предварительной организации. Иначе говоря, возникновение фольклорного произведения никем не может быть предусмотрено. С ним всякий раз приходится считаться как с фактом, принимать его или отвергать, но предусмотреть, когда и кем оно будет создано, на какую сторону действительности будет направлено, - этого сделать нельзя ни при каких обстоятельствах. Потому и невозможно представить себе организацию или организации, в задачу которых входило бы, скажем, воспитание фольклорных кадров, изучение творческих потребностей фольклорных авторов, управление развитием фольклора, тогда как аналогичные задачи по отношению к самодеятельности ни у кого не вызывают удивления."

Народное художественное творчество независимо от его форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в об­разно-утилитарном самовыражении и развивается под ее мощным воздействием. Личностная потребность, выступая как индивиду­альный фактор, одновременно проявляется в рамках обществен­ных интересов, в развитии различных форм творческой деятель­ности. В народном творчестве общественная и индивидуально-личностная потребности проявляются и реализуются, дополняя друг друга. Общественная потребность выступает в форме всеоб­щей необходимости; личностная потребность является фактором частной и конкретно-предметной духовно-эстетической утилитар­ной деятельности.

Любительское начало в творчестве подразумевает его осуществ­ление под влиянием внутренней потребности. Она обусловливает расчет личности на максимальное удовлетворение своих интере­сов.

Понятие "любительское" обозначает любимую деятельность, осу­ществляемую только под влиянием внутренней потребности. Люби­тельская деятельность чаще всего идентифицируется со сферой сво­бодного времени, предоставляющего возможность "излить" душу в желаемом виде практики, которая предстает как творческая, инте­ресная, привлекательная.

Любительское начало выступает как ведущая мотивационная сила или одна из традиционных черт, проявляющаяся на всех эта­пах развития народного творчества.

Любительский смысл художественного творчества по-особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень люби­тельского творчества, его жанровый состав. Для дворянства начи­ная с конца XVII и до XIX в. это было бытовое музицирование на фортепиано, пение; для рабочих конца XIX — начала XX в. — ор­ганизованные хоровые, инструментальные, драматические кружки.

Первоначально понятие "любительское" употреблялось прежде всего по отношению к творчеству дворянства и интеллигенции. Этому есть объяснение. Для них занятие творчеством не имело того сакрального, а затем социально-культурного смысла, которое оно играло в жизни крестьянства, а являлось формой престижного времяпрепровождения, красивого развлечения и стало ассоцииро­ваться с легковесным несерьезным занятием. На первый план вы­двинулся личностный интерес, принимающий эстетствующий от­тенок.

Любительское творчество, существующее в России как самостоятельная ветвь в дворянской культуре с конца XVII и до начала XVIII в., находилось с крестьянским искусством в сложных взаимоотношениях. Перерабатывая пласты крестьянского творчества, оно формировало новые представления о самом фольклоре. Многие дво­рянские усадьбы становились подлинными центрами национальной, в том числе на­родной, культуры. Их владельцы создавали театры, хоры, оперные студии, первона­чально формировавшиеся за счет крепостных актеров, музыкантов, певцов, которые приносили в усадьбу народное искусство. Эта фольклорная линия впоследствии оп­ределила ярчайшую окраску русской национальной оперы, симфонической музыки, балета, изобразительного искусства начиная с творчества М. Глинки, балетов П.Чайковского и т.д. Но такое движение в культуре не было односторонним. В свою очередь культура дворянских усадеб оказывала влияние на фольклорные пласты. Интересно отметить, что по типу дворянского любительства формируется аналогич­ное явление в культуре города в среде мещан и рабочих. При этом данный слой куль­туры был наиболее близок крестьянству по социальному составу носителей и оказы­вал прямое влияние на культуру этого слоя. Многие песни, в частности создаваемые по преимуществу в городах или пригородных местностях, записывались не от самих крестьян, а из уст людей грамотных, хотя зачастую и близко стоявших к народу по своим обычаям и представлениям"'.

Постепенное проникновение любительского творчества в среду рабочих, а от них — в среду крестьян сопровождалось многочис­ленными заимствованиями от интеллигентского любительства, проявившимися в формах, содержании, жанровой структуре, ре­пертуаре. Этому есть свои объяснения. Первые любительские кружки рабочих создавались разночинцами, прогрессивно настро­енной интеллигенцией, церковными служителями и потому вы­полняли вполне определенные "культурнические" функции. Не­смотря на происходившие изменения в любительском творчестве — расширение его рядов за счет трудящихся, демократизацию, рост исполнительской культуры, решение вполне определенных нравственно эстетических задач, оно воспринималось как соци­ально- ограниченное явление, связанное с заполнением свободного времени. Поэтому в начале XX в. любительское творчество стало расцениваться как самодеятельное, т.е. непрофессиональ­ное. Эти два понятия — "самодеятельное" и "любительское", существуя как бы в одном гнезде родовых понятий, стали нередко взаимозаменяться при определении непрофессионального художественного творчества. В зависимости от ситуации и предпочтений но могло называться и любительским, и самодеятельным, а затем уже во второй половине XX в. — появилось наименование массовое самодеятельное" или "любительское" творчество.

Границей, по которой эти определения разводились, стали социальные и классовые характеристики. Любительство было отнесено к дореволюционному творчеству; самодеятельность — к послереволюционному; массовым творчество стало называться впоследствии по мере развития советского общества.

художественная самодеятельность — это со­циально-институционализированная форма народного творчества. Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального ис­кусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приеёмов, лексики и т.д. Эту роль самодеятельность играет и по отно­шению к массовой культуре, выступая нередко ее составной ча­стью.

Художественная самодеятельность занимает особое место среди других форм народной культуры, имеет свой ракурс освоения и отражения действительности, по-своему демонстрирует ментали­тет и сознание этноса.

Зарождение и развитие самодеятельного художественного твор­чества или художественной самодеятельности в недрах народной художественной культуры носит исторически обусловленный характер.

Активизация духовной жизни в России на рубеже XIX-XX вв. явилась предпосылкой, обусловившей возникновение нового яв­ления в массовом художественном творчестве. На основе город­ского фольклора и бытовой любительской художественной прак­тики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих форм прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социаль­ных целей и задач. Существующие жанры городского фольклора, любительского творчества постепенно трансформировались, при­нимали за образец профессиональное искусство — театр, хор, ин­струментальное исполнительство. Появились любительские са­модеятельные художественные образования. Вначале это был пери­од спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художест­венной культуры.

Художественная самодеятельность формировалась под влиянием социально-экономических, политических, духовных преобразований, происходивших в России начиная со второй половины ХIХ в., отражала эти преобразования, служила их уг­лублению, развертыванию, осуществлению. В этом процессе художественная само­деятельность постепенно формировалась как самобытное явление народной культу­ры, определяя свои собственные эстетические парадигмы.

В заметке "Театр", помещенной в газете "Правда" 13 ноября 1912 г., понятие "самодеятельность" было связано с появившимися артистическими кружками для рабочих.

Любительство широко распространилось в народной среде во второй половине XIX в. в русле процесса демократизации искусства и художественной культуры. Помимо развития капиталистических производственных отношений предпосылкой его становления стала и определенная культурная среда, а именно расцвет профессиональной художественной культуры, подвижничество многих представителей прогрессивной интеллигенции и, конечно, потребность самого народа в художественной деятельности. Любительство, с одной стороны, рождалось как движение снизу, самоорганизованное в кружки благодаря талантливым любителям-самоучкам, а с другой – получало поддержку от представителей интеллигенции, помощь меценатов, купцов и т.д.

Любительским был по началу оркестр Андреева, также как и инструментальные ансамбли Белобородова, Смоленского, народный хор крестьян под руководством М.Е. Пятницкого. Их деятельность была направлена на популяризацию народной инструментальной музыки и песни среди широких общественных кругов. Развивалось и академическое исполнительство: хоры Ломакина, Булычева и других исполняли произведения русских и зарубежных композиторов, любительские театры осваивали классический репертуар.

Известен удивительный случай постановки Городцовым оперы "Иван Сусанин" в исполнении крестьян Пермской губернии. Любительство, распространившееся в дореволюционное время, стало основой советской художественной самодеятельности, которую можно отнести к специфической форме народного художественного творчества.

Художественная самодеятельность несла на себе черты фольк­лора, любительского творчества, оставалась близкой им по эстети­ке и характеру бытования. Участниками самодеятельности были выходцы из деревни с ее устойчивой системой художественно-фольклорных воззрений; рекрутировались они также из город­ского дореволюционного любительского творчества, из интелли­генции, мещан. Это обусловливало неоднородность и неустойчи­вость форм художественной самодеятельности. Основываясь на существующих формах любительского и фольклорного творчества, художественная самодеятельность должна была переосмыслить их с учетом требований времени, запросов самих участников, нового эстетического мышления. На первом этапе развития в художественной самодеятельности культивировали жанры по аналогии с фольклором. В ней остава­лись весьма устойчивыми такие черты, как импровизационность, вариативность, вовлечение в действо слушателей и зрителей, иду­щие от фольклора.

ДАЛЬШЕ – УЖЕ ПРО ХХ ВЕК. ЭТО – В СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС!

Однако начиная с середины 20-х годов посте­пенно в художественной самодеятельности стала наблюдаться своеобразная трансформация — полная или частичная — эстетиче­ская, организационная, репертуарная.

Художественная самодеятельность все дальше отходила от тра­диционных форм народной культуры и формировалась как на­правление в народном творчестве с выраженной ориентацией на профессиональные нормы исполнительства, профессиональные виды и жанры искусства. В этом были заложены и положитель­ные, и негативные моменты. В конечном счете началось вырож­дение многих положительных черт, присущих художественной са­модеятельности на первом этапе ее истории. Она теряла генетическую связь с фольклорными традициями. К этому подталкивало, во-первых, то, что, согласно эстетическим концепциям новых идеологов социализма, фольклору не находилось места на корабле современности; во-вторых, перспективы народного творчества рассматривались только в исторически конкретном смысле; в-третьих, теоретическая разработка проблем художественной само­деятельности выпала из поля зрения и фольклористики, и искус­ствоведения. При этом нельзя забывать и о том идеологическом прессинге, в котором оказалась с конца 20-х годов художественная самодеятельность. Она превратилась в наиболее удобную форму массовой художественной деятельности, легко поддававшуюся контролю и управлению со стороны партийно-бюрократического и государственного аппарата.

Самодеятельность советского периода стала во многом организуемой, управляемой, регламентируемой со стороны государственных структур и подчиненной системе социального заказа.

Создаются государственные и общественные организации, которые занимались обучением самоучек, рассмотрением и критической оценкой их работ, а также организацией выставок их произведений Создание специальных институций художественных кружков, студий и других структур — способствовало встрече специалистов, представлявших разные профессиональные школы и разные взгляды на самодеятельность, и людей, имевших лишь начальное образование, но желавших овладеть основами рисунка и живописи В сфере непрофессионального художественного творчества 1920-1930-х гг мы выделяем следующие наиболее значимые институции такого рода художественную студию при Институте народов Севера (1926-1941), Изомастерские рабочей молодежи (1925-1932), всесоюзное Объединение художников-самоучек (1927-1931).

Возникновение этих специализированных организаций не было спонтанным и случайным, а являлось частью государственной программы масштабных реформ всей системы художественного образования в нашей стране.

Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач.

Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

В 50-60-е годы, когда распад художественной самодеятельности принял очевид-характер, была сделана попытка объявить о ее особой роли в формировании туры социализма. В программе КПСС, принятой на ХХП съезде (1961), говорилось: "Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессиональ­ногоискусства". Но реальная практика все более противоречила этим установкам. Художественная самодеятельность не отвечала запросам жизни. Не случайно в 70-е годы было принято несколько постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР по развитию народного творчества. Так, в феврале 1975 г. было принято постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах"; в марте 1978 г. "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества". Эти постановления, а также принятые на местах по их исполнению конкретные меры сыграли важную роль в решении некоторых острых проблем художественной само­деятельности, создании для нее материальных и методических условий.

На практике художественная самодеятельность вновь стала обращаться к опыту и традициям фольклора, уходить от вульгаризаторского толкования его наследия. Все более активно она стала осваивать пласт танцевального, песенного, изобразительного, инструментального фольклора. Из городской молодежи создавались разнообразные коллективы фольклорной ориентации. Однако эта тенденция вылилась в известном смысле в отрицание самой художественной самодеятельности (духовых, эстрадных оркестров, театров, агитбригад, академических хоров и т.д.).

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся.

Если до 90годов вся народная культура ассоциировалась с ху­дожественной самодеятельностью, со всеми ее особенностями, о которых говорилосьвыше, то начиная с 90-х годов наблюдается как бы противоположная тенденция: вся народная художественная культура ала идентифицироваться лишьс фольклорными формами, традиционным творчеством.Фольклоризм, неофольклор, современное лю­бительское художественное творчество, все жанры художествен­ной самодеятельности народного плана стали считаться фолькло­ром (сценические ансамбли народной песни, народной музыки, народного танца). Таким образом, повторилась ситуация 1920-х годов, но как бы наоборот. Понятие "художественная самодея­тельность" подверглось критике, была сделана попытка вывести его из обихода и заменить термином "любительское творчество".

В течение полувека художественная самодеятельность состыковала "высокое" искусство и ис­кусство народных масс, вводила массу в поэтику и мир художест­венного осмысления новых социальных явлений, формировала первичную базу профессионального искусства. В этом причина его бурного развития в 20-60-е годы. В последующем, в 80-е годы ста­ли замедляться темпы роста, шло расслоение по уровню исполни­тельства и жанровому составу, снижение социальной престижно­сти. Однако в официальных документах эти тенденции и вопросы игнорировались. На государственном уровне раскручивался махо­вик искусственной поддержки самодеятельности, вкладывались огромные (чаще всего не учитываемые) средства в ее парадно-показательные мероприятия (смотры, фестивали, праздники, по­езда дружбы и т.д.) Это, в частности, нашло отражение в выступ­лениях на Всесоюзном совещании по развитию народного творче­ства, проходившем в апреле 1988 г. в Москве. На совещании от­мечалось, что бесследно исчезают многие промыслы и ремесла, народная музыка, песни в городах и селах умолкают, клубы пустуют, лишь от смотра к смотру собираются многие коллективы, молодежь не идет в самодеятельность по причине падения ее пре­стижности. В качестве противовеса этим фактам назывались толь­ко что проведенный Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великого Октября, и подготавливаемый третий Всесоюзный фестиваль народного творчества.

Художественная самодеятельность оказалась заложницей оши­бок, допущенных на государственном уровне в руководстве ею. Она формировалась и развивалась как крайне упрощенное явле­ние, как аналог профессионального искусства.

Как форма народного творчества художественная самодеятель­ность в своих наиболее жизнестойких формах и проявлениях за­няла в его ряду свое конкретное место. Выявить логику ее разви­тия, сделать прогноз на будущее, понять необходимые механизмы включенности в общий художественный процесс можно при усло­вии подлинно научного представления о всей совокупности фак­торов, породивших художественную самодеятельность, обусло­вивших конкретные формы ее бытования.

Классификация художественной самодеятельности может быть осуществлена по разным признакам:

1) по ориентации на освое­ние различных пластов художественной культуры;

2) по типам ху­дожественного исполнительства (авторская, исполнительская);

3) по видам искусства или жанровой принадлежности (музыкальная, театральная, хоровая и т.д.);

4)по институциональной принадлеж­ности (клубная, школьная профсоюзная, воинская);

5) по региону ее развития (художественная самодеятельность Поволжья, Сиби­ри, области);

6) по возрастному и социально-демографическому составу (детская, ветеранов, смешанная).

В современной художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанрово-видовая структура, которая прошла длитель­ный путь развития как за счет расширения массы участвующих в ней, их мастерства, так и формирования новых направлений, жанров, использования выразительных средств, освоения новых 'эстетических явлений в широком культурологическом контексте. Народные и академические хоры, народные эстрадные и духовные оркестры, танцевальные и театральные жанры претерпели сущест­венную эволюцию в плане репертуара, концертных форм, органи­зации учебно-творческого процесса и т.д.

Наши рекомендации